Качественно и эффективно (С.Шорай)

Качественно и эффективно

 

Салтанат Шорай

 

В Алматы работают девять центров обслуживания населения, включая специализированный ЦОН для автовладельцев. За минувший год ими оказано более четырех миллионов госуслуг, из них почти три миллиона - в электронном формате.

О том, как совершенствуется работа по принципу «одного окна» рассказывает в своем интервью директор РГП «ЦОН» по г. Алматы Данияр Ахметов.

 

- Данияр Сагындыкович, каков в настоящее время спектр оказываемых услуг в ЦОНах и что делается для большего удобства граждан?

 

- За 2015 год в ЦОНы передана 21 новая услуга, теперь их 212. В числе новых услуг - назначение выплат пособий опекунам или попечителям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформление приглашений на въезд в РК по частным делам и т.д. Запущены пилотные проекты по подаче исковых заявлений в Генпрокуратуру, документов в суд посредством «судебного кабинета», обращений в общественную приемную партии «Hyp Отан». Также у граждан появилась возможность получить через ЦОНы фитосанитарные и карантинные сертификаты. Для удобства клиентов в спецЦОНах запущена «шоферская комиссия», благодаря которой автовладельцы могут получать справку «083У» на территории одного комплекса. Благодаря внедрению новых услуг в ЦОНах Казахстана стало возможным получить много различных документов и справок, среди которых справка о статусе стипендиата международной стипендии «Болашак», подать заявку на субсидирование, получить разрешение на обучение экстерном и т.д. С декабря прошлого года Центры обслуживания населения в пилотном режиме начали оказывать еще восемь услуг по линии налоговых органов, Теперь количество переданных услуг Комитета госдоходов Министерства финансов в ЦОНы достигло 25. Через ЦОНы физические и юридические лица могут получить восемь видов субсидирования в сфере сельского хозяйства. Сроки оказания госуслуг разные - от шести до 41 рабочего дня, в зависимости от сложности. Для беспрепятственного предоставления услуг лицам с нарушениями слуха и речи в девяти ЦОНах города работают 17 специалистов, владеющих навыками сурдоперевода. Также для удобства граждан некоторые ЦОНы перемещены в новые здания, это помогло решить проблему с парковками, крутыми пандусами и тесными помещениями. Появился ЦОН в новом Наурызбайском районе, а Жетысуский переехал в новое здание. В Центрах обслуживания населения есть ситуационный центр, где можно отследить, сколько времени человек простоял в очереди, как его обслужили. По стандарту в ЦОНах положено стоять в очереди не более 25 минут, если это время превышается, стараемся решить проблему.

 

- Насколько активно алматинцы пользуются электронно-цифровой подписью?

 

- Электронные цифровые подписи в 2015 году получили 487 557 жителей города. Все они обучаются получению государственных услуг на портале электронного правительства в секторах самообслуживания «ConnectionPoint». Здесь граждане могут самостоятельно получать е-услуги и пользоваться такими электронными сервисами, как погашение налогов и штрафов, оплата коммунальных услуг и т.д. К слову, в 2015 году в секторе «ConnectionPoint» было выдано 1 496 823 электронные справки, а с начала 2016 г. - 244 913. В октябре в ЦОНах Алматы стартовал пилотный проект по реализации SIM-карт с мобильной ЭЦП. Их использование позволяет гражданам

получать адресные справки, справки о наличии или отсутствии недвижимости, пенсионных отчислениях и другие услуги посредством самого простого кнопочного телефона. Если у человека нет времени, то возможно забронировать очередь в ЦОН через портал электронного правительства. Для этого необязательно иметь электронную цифровую подпись, достаточно ввести ИИН и указать ЦОН, в котором он желает получить услугу.

 

- С недавнего времени во всех ЦОНах республики открыты «Секторы обслуживания инвесторов», успешно ли подобное начинание?

 

- Один из индикаторов в рейтинге «DoingBusiness» - привлечение и защита инвесторов. Сервис - это ключевая вещь, и для инвесторов, несомненно, тоже. ЦОН призван стать единым окном, где инвестор может получить абсолютно все госуслуги, а их более 300. Это существенно упрощает бизнес-процесс, и инвестор может в онлайн-режиме отслеживать, что происходит с его услугами. В Алматы в трех ЦОНах открылись секторы обслуживания инвесторов: в Ауэзовском, Бостандыкском и Медеуском. Были приняты все нормативные и законодательные акты, назначены ответственные лица в каждом секторе. В данных секторах инвесторы смогут получить разрешение на землепользование, оформить необходимую документацию на строительство, документы архитектурно-планировочного задания, заключить инвестиционный контракт и другие. Все это делается для улучшения деловой среды и снижения административного давления на бизнес.

 

- Расскажите, пожалуйста, что подразумевает собой госкорпорация «Правительство для граждан» и что изменится с ее созданием?

 

- Идея создания госкорпорации принадлежит Главе государства. В мае 2015 года Президент предложил создать государственную корпорацию по оказанию госуслуг высокого качества, которая начнет работу с 1 марта текущего года и станет единым провайдером госуслуг. Законопроект, подготовленый Правительством, подписан Президентом в ноябре прошлого года. Он направлен на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и улучшение качества предоставляемых государственных услуг. Документ разработан с учетом международного опыта, в частности Канады, в которой единая правовая система CanadaService работает по принципу полного цикла оказания государственных услуг. Казахстан уже достиг определенных успехов в оказании услуг гражданам. Создание госкорпорации - это следующий этап развития государственных услуг. Станет прозрачнее процесс предоставления земельных участков под строительство, ввода в эксплуатацию построенного жилья. С введением Закона «О государственных услугах» и запуском госкорпорации намного снизятся сроки предоставления госуслуг, гражданину не надо будет ходить по госучреждениям и организациям. Ему достаточно будет прийти в госкорпорацию, сдать документы, а дальше уже госкорпорация сама будет заниматься оказанием госуслуги, согласно разработанным стандартам. В стандартах будут прописаны конкретные сроки оказания государственных услуг. Если будут допущены какие-либо нарушения, то это будет фиксироваться в информационной системе, информация будет поступать в Правительство и администрацию Президента.

Планируется поэтапная передача оказания госуслуг через единого провайдера, то есть через госкорпорацию. На первом этапе через госкорпорацию будет оказано 522 госуслуги, а на втором этапе их количество возрастет до 700. В корпорацию войдут такие организации, как «Научно-производственный центр земельного кадастра», «Центр по недвижимости», «Государственный центр по выплате пенсий» и Центры обслуживания населения.

В госкорпорации будет всего два окна - электронное правительство и госкорпорация. Все услуги граждане будут получать через госкорпорацию. А так как эти процессы максимально автоматизированы - электронная очередь, безбарьерное обслуживание, функционирование сектора самообслуживания «ConnectionPoint», экстерриториальность, предоставление государственных услуг с выездом на дом для лиц с ограниченными возможностями, фиксирование в информационной системе - все это будет мониториться через видеокамеры. Услуги гражданин сможет получать с 9.00 до 20.00 часов без перерыва, включая субботу. Таким образом, решается вопрос с устранением коррупции, поскольку никакого контакта между чиновником и гражданином не будет. Мы будем стремиться к тому, чтобы все процессы были максимально прозрачными.

Следите за новостями zakon.kz в: