Правовое обеспечение развития страны
Берик Имашев, Министр юстиции РК
В своем Послании народу «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что вызовам современности мы должны противопоставить целостную стратегию действий, которая тождественна трем понятиям, - рост, реформы, развитие.
Уже сейчас, как указано в Послании, в стране проводится масштабное преобразование государственных, общественных и частных институтов. Для осуществления предложенного Президентом Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ было принято 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государственных структур управления, экономики и общества.
Правительством ежегодно утверждаются планы законопроектных работ, которые в последние годы исполняются на 100%. В 2015 году было разработано 30 плановых законопроектов. Все они своевременно внесены на рассмотрение Парламента. Кроме того, в минувшем году по поручениям Правительства и Администрации Президента было подготовлено 11 внеплановых законопроектов и еще 22 для реализации Плана нации. Все вышеуказанные законопроекты были рассмотрены на заседаниях МВК по вопросам законопроектной деятельности, рабочим органом которого является Министерство юстиции.
Президент страны дал высокую оценку проведенной работе по изменению национального законодательства, отметив, что в результате слаженности мер Парламента и Правительства в 2015 году проделан колоссальный объем по законодательному и организационному обеспечению старта Пяти институциональных реформ. Это свидетельство высокой эффективности системы взаимоотношений представительной и исполнительной ветвей государственной власти.
Помимо планирования и координации законопроектной деятельности Правительства, Министерство юстиции выступило самостоятельным разработчиком 11 законопроектов, из них 5 подготовлены в 2015 году.
К числу знаковых и масштабных результатов этой деятельности следует отнести разработку уже подписанных Главой государства Предпринимательского кодекса и сопутствующего законопроекта, которые направлены на обеспечение правовой помощи и должного уровня защиты предпринимательства. По проекту проведена кропотливая и объемная работа по кодификации и систематизации множества нормативных правовых актов, в результате которой в кодексе урегулирован большой блок вопросов, имеющих важное значение для бизнес-среды. В нем были консолидированы нормы практически всех отраслей законодательства, регулирующих эту сферу, в том числе порядок взаимодействия государства и субъектов предпринимательства, а также формы и способы госрегулирования и защиты их прав. Нашли отражение модернизированные правовые аспекты реабилитации и банкротства бизнеса. Заложена законодательная основа института бизнес-омбудсмена, который должен стать центральным механизмом защиты и правовой помощи предпринимателям.
Стоит также отметить Закон «О правовых актах» (внесен в Мажилис в 2014 году), в рамках которого предусмотрен ряд механизмов, направленных на совершенствование законопроектной деятельности.
Наряду с этим следует сказать, что министерство предполагает провести большую работу в рамках взаимодействия со Всемирным банком по Проекту институционального укрепления сектора правосудия. Так, предполагается создание единого интернет-ресурса, предназначенного для разработки и обсуждения проектов и уже действующих НПА.
Объемная работа была проведена и в таком важном направлении, как юридическая экспертиза проектов актов Главы государства и Правительства. В 2015 году поступило 1 823 документа, из них: 1 568 проектов постановлений Правительства, 161 проект указа Президента, 94 проекта распоряжений Премьер-Министра. В целом в истекшем году наблюдалось снижение количества поступивших на согласование проектов на 40%, из них количество проектов постановлений Правительства снижено на 43%. Это связано с проведенной административной реформой, в результате которой значительная часть функций передана центральным и местным государственным органам, а также оптимизацией государственного аппарата, в силу которой уменьшилось количество госорганов, которые разрабатывали проекты НПА такого уровня.
Кроме того, на 21% снизилось количество возвращенных на доработку проектов, что вызвано прежде всего обеспечением соответствующего уровня подготовки сотрудников юридических служб в ходе стажировок в Министерстве юстиции. Способствовало этому и улучшение нашей методической работы в рамках Координационного совета юридических служб государственных органов. А также проводимый на постоянной основе совместно с разработчиками анализ качества данной деятельности, по результатам которого вырабатываются соответствующие рекомендации по улучшению законопроектной работы.
В 2015 году в Министерство поступило 711 проектов международных договоров и НПА. В целях реализации поручения Главы государства, данного в Послании народу «Стратегия Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», о совершенствовании и обеспечении правовой защиты наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом Минюстом принят ряд мер по присоединению к соответствующим многосторонним конвенциям.
Кроме того, проработан вопрос вступления в Гаагскую конференцию по международному частному праву, ее участники - 79 государств, включая Европейский союз и страны ОЭСР, входящие в число 30 самых развитых в мире. Одно из достоинств этой организации в том, что более трети всех разработанных и принятых Гаагской конференцией конвенций - это документы, регулирующие семейные отношения с иностранным элементом. Основными преимуществами членства Казахстана, безусловно, станет географический охват и возможность оказания правовой помощи гражданам посредством общего, универсального порядка. Также вхождение нашей республики в состав этой организации будет способствовать дальнейшему развитию правовой системы Казахстана с учетом мировых стандартов, повышению эффективности защиты прав и интересов наших граждан за рубежом.
В рамках экспертизы проектов по экономической интеграции было изучено 1 080 актов органов Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, а также 294 международных договора и 151 другой нормативно-правовой акт. По сравнению с 2014 годом количество проведенных экспертиз таких проектов увеличилось на 73%. Рост экспертизы проектов связан с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года, а также с внесением изменений в регламент Министерства юстиции в части обязательного согласования с ним проектов НПА.
Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на протяжении всех лет независимости - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. В настоящее время по поручению Главы государства в данной сфере проводится системная работа по переходу на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития.
С целью вхождения Казахстана в число 30 развитых стран и улучшения его позиции в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателю «Защита прав интеллектуальной собственности» усилено взаимодействие с правообладателями. За последние годы в 2-3 раза увеличились суммы выплаченного авторам вознаграждения, из них более половины собранного вознаграждения (68%) перечислено казахстанским авторам (569 млн тенге). В целях упорядочения деятельности организаций коллективного управления правами в 2015 году были внесены дополнения в закон об авторском праве.
Главой государства неоднократно подчеркивались важность и необходимость повышения эффективности оказания государственных услуг населению. Улучшение их качества - это важный аспект противодействия коррупции и доверия граждан к власти. Согласно реестру Министерством юстиции оказывается 53 вида госуслуг. В 2015 году их предоставлено свыше 11 млн, из них 83% оказано в электронном виде. Подавляющее большинство из оказанных услуг относятся к сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
В результате внесенных законодательных изменений с 1 января прошлого года минимизирована процедура создания коммерческих организаций путем перевода ее в электронный формат с исключением представления бумажных документов. Это позволило сократить регистрацию юридического лица до одного часа. Внедрение такой формы увеличило количество зарегистрированных коммерческих организаций на 18%. В сфере регистрации собственности законодательно исключен альтернативный порядок (ранее гражданин также мог обращаться к нотариусу либо в ЦОН), теперь все сделки, удостоверенные нотариусом, обязательно в течение одного рабочего дня регистрируются в электронном формате. Так, в истекшем году электронная регистрация увеличилась в четыре раза в сравнении с 2014 годом ( с 88 445 до 321 486), это говорит о том, что введенные новшества нашли поддержку и понимание у населения.
Создание электронных архивов кардинально изменит процессы получения архивных документов, сэкономит время и средства граждан и повысит качество предоставляемых населению услуг.
В рамках Плана нации принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг», в разработке которого активное участие принимало наше министерство. Основная цель данного закона - законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные с предоставлением госуслуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна» государственной корпорацией «Правительство для граждан». Создание госкорпорации предусматривает слияние четырех государственных предприятий РГП: Научно-производственного центра земельного кадастра, Государственного центра по выплате пенсий, ЦОНа и Центра по недвижимости. Новая структура призвана обеспечить прозрачность предоставления государственных услуг, сократить ненужные административные барьеры и перечень запрашиваемых документов.
Сфера исполнительного производства в нашей стране пережила множество реформ, ведомственных переподчинений и в последние годы вновь подверглась основательной модернизации. Созданный по инициативе Главы государства институт частного судебного исполнения продолжает развиваться в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов». С этой целью разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства», в рамках которого внесены изменения в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Данным законом предусматривается расширение категорий исполнительных документов, подлежащих исполнению только ЧСИ. С нынешнего года к ним перейдут почти все категории исполнительных документов. У государственных судебных исполнителей останутся только документы о выселении, вселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства, и о взыскании в пользу государства сумм свыше 1 000 МРП.
Если на начало 2015 года в стране работали 567 ЧСИ, то на начало текущего года их общая численность составляла 1 040, то есть увеличилась почти вдвое. В ближайшее время число ЧСИ будет доведено до численности государственных судебных исполнителей (1 249). В дальнейшем планируется поэтапное сокращение государственного аппарата исполнения в течение трех лет на 75%, что, соответственно, уменьшит нагрузку на бюджет, о чем неоднократно говорил Глава государства.
Одной из задач Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы на 2014-2020 годы предусмотрено совершенствование судебно-экспертной деятельности, которая должна достигнуть уровня международных стандартов аккредитации.
С 1 октября 2015 года проведена реорганизация структуры и деятельности Центра судебной медицины, его филиалов в направлении усиления контроля за ними, а также их методического и научно-исследовательского обеспечения. С 1 июля 2016 года планируется передача из Министерства здравоохранения и социального развития в ведение Министерства юстиции функции по проведению судебно-психиатрической экспертизы.
В целях передачи в конкурентную среду некоторых видов судебно-экспертных исследований разработаны НПА, направленные на оптимизацию лицензирования экспертной деятельности, порядка сдачи квалификационных экзаменов и проведения аттестации. Планируется создание палаты экспертов.
Оценивая работу министерства в целом, надо отметить, что практически все поставленные цели и задачи Стратегического плана Минюста на 2015 год выполнены.
Согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса» 2016 года, Казахстан вошел в число десяти стран, которые за последние два года достигли наилучших результатов по улучшению показателей ведения бизнеса. По итогам проведенных реформ за период 2014-2015 годов наша республика по рейтингу «Легкость ведения бизнеса» поднялась на 41-ю позицию. При этом по индикаторам, закрепленным за Минюстом (регистрация предприятий - 21-е место; регистрация собственности - 19-е место; исполнение контрактов - 9-е место), в совокупности достигнуто повышение на 45 позиций, что привело к улучшению показателей Казахстана в общем рейтинге на 41%.
Наша страна вступает в новый этап развития, планируется совершенно иная форма ее государственно-политического устройства, что потребует иных подходов и изменений во многих сферах госуправления, экономики и общественной жизни. Предстоит огромная работа по законодательному обеспечению этих исторических процессов. И Министерству юстиции отведена одна из важных миссий по законодательному обеспечению и решению актуальных задач современности. Уверен, что благодаря профессионализму наших работников мы достойно справимся со всеми задачами.