Споры, вытекающие из охраны окружающей среды (Сатбаев Б. Б., Судья СМЭС г. Астана)

Споры, вытекающие из охраны окружающей среды

 

Сатбаев Б. Б.

Судья СМЭС г.Астана

 

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры по вопросам, касающимся окружающей среды являются: Конституция, Экологический кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах и недропользовании», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», ГПК РК и др.

Также судами применяются международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Казахстаном, в том числе нормы Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года.

Кроме того, суды при разрешении дел указанной категории руководствуются нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» №16 от 22 декабря 2000 года, «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» №20 от 24 декабря 2010 года, Правилами экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года № 535 (далее - Правила оценки ущерба 2007 года) и др.

8 Все иски можно условно поделить по следующим категориям:

1) иски по вопросам, касающимся окружающей среды (Реализация Орхусской конвенции).

2) иски общественности о предоставлении экологической информации от государственных органов и организаций

3) иски об оспаривании действий (бездействия) частных лиц либо государственных органов, нарушающих экологическое законодательство

4) иски общественности о нарушении экологических прав граждан оказавшихся проживающими в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов

5) иски общественности об отмене решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов по мотивам порочности заключений экологических экспертиз

Более подробно хочу остановиться на исках по вопросам, касающимся окружающей среды (Реализация Орхусской конвенции).

Последние годы судами при разрешении экологических споров чаще стали применяться нормы международных договоров в области охраны окружающей среды, ратифицированных Казахстаном, в том числе Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Особенностью Орхусской конвенции является то, что этим международным договором закреплены процессуальные нормы, направленные на обеспечение и гарантию общественности права на доступ к правосудию по вопросам, связанным с окружающей средой.

Конвенция является одним из ратифицированных международных договоров, согласно которому граждане и негосударственные юридические лица обладают правом обращения в международную инстанцию Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (далее - Комитет по соблюдению Конвенции), с заявлениями по фактам ее несоблюдения. Такая возможность активно используется казахстанскими гражданами и экологическими организациями. Следует отметить, что правовая статистика ведется подразделением Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, а первичные статистические сведения формируются канцеляриями судов. По делам, связанным с реализацией норм Орхусской конвенции, в судебных формах отчетности до 2010 года не было предусмотрено ведение отдельной статистической графы. В 2010 году внесение изменений в статистические формы по гражданским делам позволило вести учет дел в сфере окружающей среды по искам и заявлениям, которые предъявлены физическими лицами, экологическими организациями в рамках реализации Орхусской конвенции.

Доступ к правосудию является основным средством обеспечения соблюдения Орхусской конвенции (ст. 9). Это третий элемент Конвенции, который предусматривает принудительный характер соблюдения экологического законодательства, укрепляет механизм обеспечения соблюдения национального законодательства в области окружающей среды.

Доступ к правосудию предполагает наряду с законодательным закреплением гарантированного права на обращение в суд у каждого гражданина, также наличие таких факторов как: доступность суда населению, обеспечивающая своевременный прием заявлений; разумные и справедливые судебные расходы; разумные сроки рассмотрения и разрешения дел; своевременное и качественное изготовление судебных актов, протоколов судебных заседаний, беспрепятственное их предоставление сторонам судебного спора; своевременное разрешение апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств по оспариванию судебных актов в надзорном порядке; простота процессуальных положений; гарантии бесплатной юридической помощи нуждающимся; эффективное исполнение судебных решений и т.д.

Изучение показало, что в судебной практике возникают вопросы по надлежащему оформлению исковых заявлений для судебной защиты прав общественности, а также по подсудности дел по искам экологических объединений.

Суды Казахстана, реализуя положения международного договора и национального законодательства, принимают к своему производству иски (заявления) экологических общественных объединений о защите прав неопределенного круга лиц по вопросам, касающимся окружающей среды.

Следует отметить, что лица, предъявившие иск в защиту чужих интересов, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ указанных органов и лиц от иска не лишает лицо, в интересах которого возбуждено дело, права требовать рассмотрения дела по существу. Если лицо, в интересах которого возбуждено дело, не поддерживает заявленного требования, суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если не ущемляются права третьих лиц.

Кроме того, представителями по поручению в суде могут быть уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц.

В силу статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях» экологические общественные объединения вправе представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах, иных общественных объединениях.

Изучение судебной практики показало, что в случаях, когда заявления подаются экологическими объединениями в своих интересах, а также в интересах неопределенного круга лиц на действия государственных органов, органов местного самоуправления, то они рассматриваются специализированными межрайонными экономическими судами по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, решение (действие, бездействие) которого обжалуется.

Когда экологическое объединение подает заявление на действия государственных органов, органов местного самоуправления, в интересах физических лиц согласно доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, то они рассматриваются районными судами по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, решение (действие, бездействие) которого обжалуется.

 

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: