Гражданам, выехавшим в зону боевых действий, придется отвечать по всей строгости казахстанского законодательства, ведь за участие в незаконных вооруженных формированиях и иностранных военных конфликтах в Казахстане предусмотрено уголовное наказание. Об этом и другом, пожалуйста, в интервью эксперта, ведущего научного сотрудника отдела стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета МОН РК, доцента КазНУ им. аль-Фараби Еркина Байдарова – Zakon.kz.
- В последнее время внимание мировой общественности привлечено к событиям, происходящим в странах Ближнего Востока, особенно в Сирии и Ираке. Что, по вашему мнению, стало причиной конфликта в этом регионе и активизации деятельности террористических организаций?
- Тема Ближнего Востока весьма многогранна. Если конкретно говорить о «сирийской проблеме», то хочу сделать историческую ремарку. Еще весной 2011 года в этой стране, занимающей весьма важное геополитическое и геостратегическое положение во всем ближневосточном регионе, начались стихийные антиправительственные выступления, постепенно переросшие в вооруженные конфликты с требованием отставки президента страны Башара Асада.
Что касается настоящих причин начала конфликта, то они находятся глубже. По мнению большинства зарубежных экспертов, основной причиной конфликта в этой многострадальной стране стали как ухудшение социально-экономического положения населения и консервация политической системы государства, так и отдельные вопросы внутрирелигиозного характера, вытекающие из деления общества по этноконфессиональному признаку на суннитов и алавитов.
- В чем отличие ИГИЛ от той же Аль-Каиды и других террористических группировок?
- Идеология ИГИЛ в отличие от других экстремистских и террористических организаций, ранее пытавшихся распространить свое влияние на Ближнем Востоке, весьма примитивна. Несмотря на то, что авторитетные исламские ученые единогласно признали их неохариджитами, то есть вышедшими из религии, ИГИЛ и сегодня пытается показать, что весь мир находится в едином противостоянии истинному исламу, интересы которого они якобы представляют и защищают.
В подконтрольных СМИ и интернет-ресурсах ИГИЛ проводятся исторические параллели, начиная со времен пророка Мухаммеда, когда начали свое переселение в Медину ищущие убежища мусульмане, пополняя свои ряды «мухаджирами» или переселенцами. Как мы видим, налицо попытка использования идеологами ИГИЛ исторических фактов и псевдорелигиозной риторики для заманивания в свои ряды все больше граждан.
В результате такой вербовки, по сведениям правоохранительных органов стран СНГ, для участия в деятельности экстремистских и террористических организаций только из государств центрально-азиатского региона и России выехало в зону конфликта в Сирии от 5 до 7 тысяч человек. С сожалением приходится констатировать, что среди выехавших в зоны боевых действий есть и казахстанские граждане, придерживающиеся радикальных идеологий, зачастую забирающие с собой свои семьи, подвергая их жизни опасности. Такие методы вербовки и привлечения в свои ряды новых членов, продолжают активно использовать террористы ИГИЛ под предлогом борьбы с «идолопоклонством» и «неверными».
- Почему военная помощь со стороны международной коалиции и других государств в борьбе против ИГИЛ стала оказываться Сирии сравнительно недавно?
- Во-первых, бесчеловечные акты террористов ИГИЛ, использующих изощренные методы убийства мирных людей, военнопленных, а также вовлечение детей в свои преступные действия, вызвали волну осуждения всего цивилизованного мира.
Во-вторых, толчком к решительным действиям мирового сообщества стали кровавые теракты в Париже, Египте, Турции и в других странах. Поэтому руководством ряда ведущих стран было принято совместное решение о начале военных операций против ИГИЛ. Тем более, боевики ИГИЛ успели создать систему финансовой подпитки для продолжения своей террористической и преступной деятельности.
- Что является источником их финансирования?
- Источниками их финансирования, как известно, являются доходы от преступной деятельности, среди которых грабежи, продажа нефти, культурных артефактов и внутренних органов людей на черном рынке, получение выкупов от заложников, поборы за право продолжать свой бизнес и другие. От рук боевиков ИГИЛ уже погибли тысячи мирных жителей, а многие сирийцы и иракцы были вынуждены покинуть свою родину и стать беженцами, живя в палатках без средств к существованию. На сегодня, по данным ООН, более 4 миллионов сирийских граждан имеют статус беженцев, многие из них проживают в Турции и Ливане, а около 500 тысяч переселились в Европу в надежде обрести покой и безопасность. Оставшиеся сирийцы лишились своих домов, имущества и пытаются выжить в тяжелейших условиях.
…Если мы не будем предпринимать совместных кардинальных мер против террористических организаций, то угроза терроризма и экстремизма в мире в ближайшие годы будет только расти. Это связано, прежде всего, с тем, что данное явление носит псевдорелигиозный характер, ведь основная масса членов террористических организаций, к сожалению, до сих пор, верит в деструктивную идеологию таких организаций, как ИГИЛ, Талибан, ИДУ, их «важной роли» в жизни общества. Ярким примером тому является участие в конфликтах в Сирии граждан более чем из 80 стран мира и факты объединения террористических группировок из различных регионов под едиными лозунгами и флагами.
Во-вторых, международные террористические организации пытаются контролировать определенные территории, желая создать псевдогосударства. В-третьих, к большому сожалению, идеология терроризма смогла внести раскол между конфессиями и ее внутриконфессиональными группами. Свидетельством тому стали столкновения между суннитами и шиитами в Сирии и Ираке.
Более того, интересы ведущих государств региона и мира, их неспособность скоординировано реагировать на ситуацию в регионе, дезорганизация государственных институтов власти, снижение уровня жизни населения и вытекающие из этого другие факторы, в совокупности привели к активному распространению экстремизма и терроризма за пределами Ближнего Востока.
-Как вы считаете, можно ли поставить надежный заслон против деструктивной идеологии террористических организаций?
- Проект под названием «ИГИЛ» - это усовершенствованная экстремистская идеология, которая быстро распространилась благодаря современному развитию интернет-технологий и социальных сетей, таких как Youtube, Twitter, Facebook и других. Сейчас практически вся молодежь является активными пользователями интернета, что и облегчает работу радикалам. Идеологи терроризма активно используют возможности интернета для пропаганды ненависти и насилия, вербовки боевиков, планирования своих преступных деяний.
Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к родителям с просьбой часто задаваться вопросом, чем интересуется их дети, чем они заняты в свободное время, так как сейчас в молодежной среде растет интерес к религии и они в большинстве своем нужную информацию получают из интернета. Поэтому их надо учить, что при изучении той или иной информации следует проявлять осторожность, особенно при виртуальном общении. Члены ИГИЛ или «бойцы информационного фронта», вербуя граждан из других стран, начинают выкладывать видеоролики с выступлениями «борцов за идею». То есть, демонстрируя «правильную жизнь» в рядах ИГИЛ, они демонстрируют молодежи идеализацию насилия. Таким образом, у молодежи создается ложное представление о принадлежности к некоему вооруженному братству, наподобие печально известных из истории средневековья ассасинов.
Реальные истории обманутых граждан, а также девушек и женщин – наглядные тому свидетельства. Их «братья по вере» и «возлюбленные», сидящие по ту сторону монитора, решают задачу пополнения своих рядов новыми рекрутами и сексуальными рабынями для боевиков ИГИЛ. Поэтому одно из решений данного вопроса – мониторинг интернет-ресурсов и блокировка экстремистских аккаунтов, вплоть до показательных судебных процессов над теми, кто распространяет радикальную идеологию среди населения. Это «ловцы душ» и с этим нельзя мириться. Нужно скоординировано осуществлять постоянную координацию по всем вопросам предотвращения использования интернета и социальных сетей для пропаганды идей экстремизма и терроризма.
- Есть ли шансы у наших граждан, выехавших в зоны вооруженных конфликтов на территории Сирии и Ирака, обратно вернуться в Казахстан?
- Ранее уже сообщалось, что террористами ИГИЛ на подконтрольных территориях организованы этнические жамагаты, то есть, боевые отряды, состоящие из чеченцев, узбеков, казахов, таджиков, тунисцев и представителей других стран.
Как мне кажется, многих, кто выехал в зоны боевых действий в 2013-2014 годы и участвовавших в вооруженных конфликтах, по всей вероятности, уже нет в живых. К примеру, министром обороны Франции Жан-Ив Ле Дрианом в интервью телеканалу «France-24» было озвучено, что в ходе военных операций с июня 2014 года по декабрь 2015-го было уничтожено более 22 тысяч боевиков ИГИЛ. Потери среди террористов ИГИЛ сильно подрывают их боевой настрой, в их рядах распространяется дезертирство, нарастают этнические и межгрупповые противоречия. Доказательством тому являются показательные казни над дезертирами и военнопленными, совершаемыми палачами ИГИЛ.
Что же касается шанса вернуться назад, то, по-моему, возможностей у наших граждан сделать это все меньше и меньше. Конечно, хочется надеяться, что они вернутся на родину и будут мирно жить и работать. Но в этом вопросе нужно четко знать: гражданам, выехавшим в зону боевых действий, придется отвечать по всей строгости казахстанского законодательства. Ведь за участие в незаконных вооруженных формированиях и иностранных военных конфликтах предусмотрено уголовное наказание. На сегодня только единицы вернулись из Сирии, раскаялись, предстали перед судом и отбывают свое наказание.
Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к молодежи: если вы хотите узнать об исламе больше, то вам не стоит искать себе «проводника» в виртуальном мире и в кружках у сомнительных «шейхов» и «духовных наставников». В этом вопросе вам квалифицированно помогут имамы мечетей Духовного управления мусульман Казахстана, которые лучше и грамотнее разбираются в вопросах исламской религии. Кроме того, вы можете получить квалифицированный ответ у компетентных теологов и религиоведов.
Торгын Нурсеитова