О новшествах в сфере госзакупок (А.Сергазинова, Костанайская область)

О новшествах в сфере госзакупок

 

Александра Сергазинова

Костанайская область

 

С 1 января 2016 года введен в действие Закон РК «О государственных закупках». Он получил положительное заключение экспертов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

О новшествах в сфере государственных закупок рассказывает судья Специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области Роман Галимжанов.

- Одним из новшеств является то, что все договоры в сфере госзакупок теперь будут заключаться в электронном виде. В Законе «О государственных закупках» дано понятие: договор о государственных закупках - это гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Все это позволит отслеживать их через единую базу данных и облегчит процесс формирования бюджета, благодаря новшеству снимется вопрос подгонки технической спецификации под определенного поставщика.

- Роман Едигеевич, что представляет собой реестр недобросовестных участников госзакупок?

- Реестр отныне будет состоять из поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса, по результатам которого заключен такой договор.

В реестр включат потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках. А также поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства РК о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником госзакупок.

Теперь реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется как на основании решений судов, вступивших в законную силу, так и на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками госзакупок.

В соответствии с п. 18 приказа Министра финансов РК от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» заказчики в течение трех рабочих дней после получения посредством веб-портала вступившего в законную силу решения суда о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок представляют уполномоченному органу электронную копию решения суда, полученную посредством веб-портала, а также сведения о таком потенциальном поставщике или поставщике в электронном виде. Этими правилами предусмотрено, что в случае, если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, не подписал посредством веб-портала договор о государственных закупках в сроки, установленные Законом, такой потенциальный поставщик решением уполномоченного органа автоматически включается в реестр недобросовестных участников госзакупок.

Поставщики, включенные в данный реестр, не допускаются к участию в государственных закупках в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками госзакупок.

- Каков порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе?

- Законом предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации оформляется протокол предварительного допуска к участию в конкурсе, который подписывается председателем и всеми членами конкурсной комиссии, а также секретарем конкурсной комиссии в день принятия решения о предварительном рассмотрении заявок на участие в конкурсе.

Протокол предварительного допуска к участию в конкурсе должен содержать информацию о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

В случае соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации протокол предварительного допуска к участию в конкурсе не оформляется. Конкурсная комиссия в случае выявления потенциальных поставщиков, не соответствующих квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, предоставляет таким потенциальным поставщикам право для приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска к участию в конкурсе на веб-портале государственных закупок. Данное право не предоставляется потенциальным поставщикам, нарушившим ст. 6 настоящего Закона.

- Какое решение принимает комиссия при повторном рассмотрении заявок на участие в конкурсе, приведенных в соответствие с квалификационными требованиями?

- Конкурсная комиссия вправе в письменной форме и (или) форме электронного документа запросить у потенциальных поставщиков материалы и разъяснения в связи с их заявками с тем, чтобы упростить рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе. В целях уточнения сведений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе, в письменной форме и (или) форме электронного документа запросить необходимую информацию у соответствующих физических или юридических лиц, государственных органов.

Не допускаются направление запроса и иные действия конкурсной комиссии, связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе, приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации.

При повторном рассмотрении заявок на участие в конкурсе не допускается отклонение потенциальных поставщиков по основаниям, не предусмотренным в протоколе предварительного допуска к участию в конкурсе.

- Как известно, новшеством является то, что потенциальные поставщики и (или) их уполномоченные представители вправе ознакомиться с содержанием конвертов с конкурсными ценовыми предложениями.

- Государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера МРП, установленного на соответствующий финансовый год Законом «О республиканском бюджете», при этом решающим условием является цена.

При осуществлении госзакупок способом запроса ценовых предложений нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить их по однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания).

В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о госзакупках.

В случае признания потенциального поставщика уклонившимся от заключения договора организатор госзакупок удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе).

 

Следите за новостями zakon.kz в: