Особые условия воспитания
А. Исмагулов,
председатель Зыряновского районного
суда Восточно-Казахстанской области
Вопросы направления несовершеннолетних в специальные организации с особым режимом содержания строго регламентированы нормами Гражданского процессуального законодательства.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений государственной социально-правовой политики Казахстана.
С 1994 года Казахстан является стороной Международной конвенции ООН о правах ребенка, одним из руководящих принципов которой является принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. Конвенция признает право каждого ребенка, обвиненного в нарушении закона, на «принятие решения по рассматриваемому вопросу независимым компетентным и беспристрастным органом».
Правовые, экономические и социальные основы деятельности госорганов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности определяет Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности».
В соответствии со ст.ст. 13, 14 Закона специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания - спецшколы - являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения социальной реабилитации.
Подростки, систематически совершающие правонарушения, влекущие меры административного воздействия, самовольный уход из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, иные антиобщественные действия, злостно уклоняющиеся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования, подлежат направлению в специальные учреждения образования (п. 1 ст. 13 Закона). Таким образом, существующий порядок направления детей в спецшколы позволяет применять меры воспитательного воздействия даже в отношении тех, кто не совершил ни уголовных преступлений, ни административных правонарушений.
В спецшколы помещаются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, в случаях, если они:
- после вынесения в отношении них постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вновь совершили общественно опасное деяние;
- осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от уголовной ответственности и наказания в порядке, предусмотренном ст. 83 Уголовного кодекса РК.
Суды при рассмотрении дел указанной категории руководствуются положениями гл. 37 ГПК и Законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Гл. 37 ГПК, введенного в действие с 1 января 2016 года, в отличие от гл. 33-1 предыдущего кодекса, строго регламентирует направление в специальную организацию с особым режимом содержания только по заявлению органа внутренних дел. Прежде с подобным заявлением могли обратиться органы, осуществляющие функции опеки или попечительства. К заявлению должно быть обязательно приложено постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о направлении несовершеннолетнего в специальную организацию образования.
По статистическим данным, за 2014 год таких заявлений в суды Казахстана поступило 349, из них по 183 вынесены решения. За девять месяцев 2015 года поступило 238 заявлений, из них по 158 вынесены решения (из них 21 - с отказом в удовлетворении). Следовательно, не все заявления органов опеки и попечительства судами удовлетворяются.
Ведь помещение ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение сходно по своему содержанию с лишением свободы. Поэтому при поступлении подобных заявлений судья должен скрупулезно изучить материалы дела, поведение несовершеннолетнего, причину совершения правонарушения, семейное положение, при необходимости привлечь в интересах подростка защитника-адвоката и после этого дать объективную оценку собранным доказательствам. Заявления органов опеки и попечительства не всегда обоснованны. Например, орган по опеке и попечительству Зыряновского района обратился в суд с заявлением о направлении несовершеннолетнего А. в спецшколу, мотивируя его тем, что подросток за время обучения в школе к учебе устойчивого познавательного интереса не проявил, у него низкий уровень развития - пограничная интеллектуальная недостаточность, нарушения поведения. Подросток состоит на учете на внутришкольном контроле и в группе ювенальной полиции по причине пропусков уроков без уважительных причин. В 2015-2016 учебном году А. пропустил более 20 дней без уважительных причин, систематически уходит с третьего урока. Также школьник замечен в воровстве, бродяжничестве. По характеру «скрытный, замкнутый, лживый». Отец воспитанием ребенка занимается, однако повлиять на поведение ребенка не может, авторитетом не пользуется.
При рассмотрении гражданского дела в суде установлено, что мальчик до апреля 2015 года воспитывался в неполной семье, отцом, мать проживала отдельно. С весны 2015 года семья воссоединилась, мать стала уделять больше внимания ребенку. Родители работают, характеризуются по месту жительства положительно, ранее в совершении каких-либо правонарушений либо в злоупотреблении спиртными напитками не были замечены. В настоящее время ребенок воспитывается в полной семье, перестал пропускать занятия.
Согласно ст. 62 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Несовершеннолетний А. суду в присутствии представителя органа опеки и законных представителей, педагога пояснил, что он действительно пропускал занятия в школе без уважительных причин. Но затем понял, что поступал неправильно.
Суд, анализируя материалы дела, установил, что администрация школы и классный руководитель на должном уровне не принимали мер для изменения ситуации. Мать мальчика ни разу не приглашалась на родительские собрания, беседы с ней не проводились. В суде выяснилось, что классный руководитель и социальный педагог не знали о том, что у ребенка есть мать. Педсоветы администрацией школы проводились только с отцом. Комиссия по защите прав несовершеннолетних Зыряновского района рассматривала вопрос о направлении А. в спецшколу также без участия родителей ребенка.
Девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия. Однако, как следует из материалов дела и из пояснений лиц, участвующих в деле, несовершеннолетний исправился, сделал для себя верные выводы, поддается коррекции. Это подтверждается улучшением его поведения благодаря проведению с ним неоднократных профилактических мероприятий, желанием несовершеннолетнего совершенствоваться, его мотивацией к учебе. При таких обстоятельствах суд посчитал нецелесообразным направление ребенка в спецшколу и заявление отклонил.
Имеют место случаи, когда органы опеки и попечительства обращаются в суд с заявлением о направлении несовершеннолетнего в спецшколу только лишь из-за пропуска занятий, при этом не устанавливая причин. Однако в судебном заседании выясняется, что ребенок не желает посещать занятия из-за отсутствия учебников, отдаленности проживания, при обращении матери ребенка директор средней школы, расположенной в районе проживания ученика, отказала в принятии подростка в школу, пояснив, что у нее хватает проблемных детей.
Указанные факты не только говорят о бессилии администрации школы, но и ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.
Педагоги, психологи, воспитатели и другие специалисты, работающие с данной категорией детей, должны прежде всего доносить до них информацию о том, какое поведение и в каких ситуациях можно считать нормой, а какое - отклонением. Понимание ребенком не только сущности, но и последствий такого поведения приведет к положительному результату - снизит процент девиантного поведения среди детей и подростков.
Нельзя лишать ребенка общения с родными и держать его вдалеке от дома. Это говорит о непрофессионализме специалистов, работающих в этой области, когда они, решив корректировать поведение детей, отправляют их в спецорганизацию. Практика показывает, что ребенок возвращается из спецшколы озлобленным, с «криминальными» навыками, его сложно вернуть к обычной жизни.
Для решения проблемы должна активизироваться общественность, молодежные организации, дворовые клубы и добиваться того, чтобы для таких детей по опыту передовых стран создавались необходимые условия.
Учитывая тот факт, что подростки, которые направляются в спецшколы, в основном в дальнейшем совершают преступления и попадают в орбиту уголовного судопроизводства, в каждом конкретном случае судам нужно разбираться тщательно. Потому как одних подростков судьба и так не балует, а тут еще и спецшкола, что может сломать психику ребенка. А для других, возможно, иного выхода нет.