Технико-технологический взгляд на правовой мониторинг в Украине (Онищук И.И., Ивано-Франковский университет права им. Короля Данилы Галицкого)

Технико-технологический взгляд на правовой мониторинг в Украине

 

Онищук И. И.

Ивано-Франковский университет права

им. Короля Данилы Галицкого,

Україна

 

Аннотация

Предметом исследования является технико-технологический взгляд на правовой мониторинг, способ его понимания и толкования. Объектом исследования является правовой мониторинг. Автор подробно рассматривает предмет, объекты и субъекты правового мониторинга. Сформулирована трактовка концепции правового мониторинга в Украине. Особое внимание уделяется разработке наиболее совершенных приемов и методов проведения правового мониторинга, а также раскрытию рационального пути внедрения правового мониторинга и юридической техники в практическую сферу. Доказано, что концепция правового мониторинга в Украине предусматривает обратную связь с улучшением реализации, надзора и реформирования законодательства.

 

Постановка проблемы. Обеспечение качества законодательства и оценка результативности действия нормативно-правовых актов относятся к важным задачам органов государственной власти Украины. Поэтому на данном этапе активно развиваются концептуальные и методологические основы правового мониторинга и его внедрение в государственный механизм принятия и реализации нормативно-правовых актов (далее - НПА). Этот процесс стимулирует развитие в юридической науке нового направления.

Достигнутые результаты открывают новые грани правового мониторинга, обнаруживаются более сложные проблемы, которые требуют научного осмысления. В некоторых случаях необходимо проводить коррекцию отдельных концептуальных и методологических решений.

Состояние исследования. Указанная проблематика нашла свое отражение в научных исследованиях российских ученых: С. Алексеева, И. Бачило, С. Миронова, М. Тарасова, Н. Черногора и др. Правовой мониторинг является предметом исследования польских ученых: З. Кмечак, М. Новицки, З. Фиаловой и др. Разработкой вопросов правового мониторинга занимаются также и украинские ученые: Т. Анцуповая, Ю. Градовая, О. Зайчук, В. Косович, О. Копиленко, Н. Онищенко, И. Шутак и др.

В научных работах украинских ученых наблюдается отсутствие единых подходов относительно понимания феноменологических основ техники правового мониторинга в Украине, способа ее понимания и толкования.

Поэтому целью данной научной статьи является раскрыть систему убеждений и представлений о технической и технологической последовательности осуществления правового мониторинга.

Изложение основных положений. Современная юридическая наука занимается разработкой технологии правового мониторинга c целью обеспечить качество законодательства и оценки результативности действия НПА. Функциональные элементы правового мониторинга направлены на отслеживание и анализ правовой информации, необходимой для оптимизации системы НПА. Конструкция правового мониторинга формируется с экспертизы и оценки эффективности нормативно-правовых актов, а также правового прогнозирования.

Понятия «правовой мониторинг» и «техника правового мониторинга» имеют общие родовые признаки. Объем понятия «техника правового мониторинга» составляет часть объема понятия «правовой мониторинг», но не исчерпывает его. Правовой мониторинг основывается на использовании техники правового мониторинга. Операционное разграничение понятий «правовой мониторинг» и «техника правового мониторинга» основывается на понимании юридической деятельности, рассматриваемой под углом зрения инструментальной характеристики, как единства статической и динамической (технологической) сторон.

Правовой мониторинг - это технологическая последовательность осуществления определенных юридических операций органов государственной власти, институтов гражданского общества с целью анализа, оценки и прогнозирования качества нормативно-правовых актов и правоприменительной практики.

Технология мониторинговой деятельности это составляющая правового мониторинга, которая характеризируется последовательным использованием технических средств, приемов и способов получения необходимой информации, ее фиксации, обобщения, анализа и оценки, оформления и обнародования, а также реализации ее результатов.

Между родовыми понятиями «правовой мониторинг», «техника правового мониторинга», а также понятием «технологический взгляд» существует отношение пересечения. Объемы этих понятий частично совпадают, однако объем понятия «технологический взгляд» включает также предметы, не являющиеся элементами объема понятий «правовой мониторинг» и «техника правового мониторинга». Технологический взгляд - это система убеждений и представлений о последовательности осуществления некоторых операций с определенной целью в отраслях права, економики, кибернетики, социологии и т.д.

Н. Черногор определяет понятие юридической техники правового мониторинга как совокупность средств, приемов и способов планирования мониторинговой деятельности, получения необходимой информации, ее фиксации, обобщения, анализа и оценки, оформления и обнародования, а также реализации результатов мониторинга [1, с. 54].

Считаем, что термин «техника правового мониторинга» более корректный, чем термин «юридическая техника правового мониторинга». Поскольку слово «юридический» происходит от латинского «juridicus» и означает правовой, тот, что касается правоведения [2, с. 755]. Следовательно, слова «правовой» и «юридический» синонимичные.

С помощью технологического взгляда на правовой мониторинг, в научном исследовании максимально сближается эмпирическое и логическое, охватываются и связываются методы изучения законодательства и правоприменительной практики, организационные, управленческие блоки, а также его институционный, функциональный и инструментальный аспекты [3, с. 349].

Правоведение с древнейших времен выступало в виде своеобразной обители отработанной словесности. Наработанные юридико-логические конструкции обеспечивают не только необходимую практике аналитическую обработку правового материала, но и логическое обогащение права [4, с. 270].

В технической и экономической литературе мониторинг характеризуется как форма организации информационных процессов в сфере управления экономикой, связанная с обработкой экономико-статистических данных. Эта форма, по обобщенным гносеологическим представлениям экономистов, системотехников, является такой, что имеет определенные характерные черты в сравнении с традиционной статистической технологией.

Разработка правового мониторинга осуществляется через поступательное изучение явления, которое ранее не подвергалось специальному исследованию в аспекте юридической техники и технологии. Новые стороны мониторинга, которые фиксировались ранее в научных исследованиях, рассматривались только в качестве элементов методологии правового мониторинга.

Мониторинг, на различных этапах его осуществления, может включать в себя контроль, наставления (советы), надзор, наблюдение, оценку, прогнозирование и др. Все эти элементы в совокупности составляют содержание правового мониторинга. Несмотря на то, что международно-правовой и национально-правовой мониторинг имеют разный предмет, их функции похожи, потому что в обоих случаях речь идет о правовом мониторинге [5, с. 163].

На наш взгляд, в условиях развития информационных технологий контроль и его виды меняются. Может возникать доминанта какого-то вида, скажем мониторинга, что заметно в расширении сферы его применения. Именно это позволяет говорить о мониторинге как об относительно самостоятельном виде контроля. Впрочем, не отменяется возможность применения мониторинга как технологии правового контроля (надзора).

Понятие правового мониторинга в Украине соотносится с правовыми технологиями в сфере противодействия коррупции. Таким образом, антикоррупционный правовой мониторинг принадлежит к важнейшим современным инструментам управления делами государства и развития гражданского общества.

Используя терминологию права Совета Европы, «observation» традиционно переводится как «наблюдение» и обозначает одну из функций мониторинга. Например, наблюдение входит в круг полномочий Комиссара Совета Европы по правам человека. Комиссар Совета Европы по правам человека входит в систему органов Совета Европы, которые осуществляют мониторинг соблюдения обязательств [6, с. 19], однако он не имеет никаких правовых средств воздействия на ситуацию. Функция наблюдения является одной из основных функций политического мониторинга Совета Европы.

Разработка понятия техники правового мониторинга осложняется тем, что «международный контроль» и «международно-правовой мониторинг» часто отождествляются, а «мониторинг» и «контроль» считаются словами-синонимами. Для переводных изданий причиной тому может быть некорректный перевод. В издании Организации Объединенных Наций «Инструменты обеспечения господства права в постконфликтных государствах. Мониторинг правовых систем», на первой странице вступления содержится понятие «контроль над правовой системой». Также в содержании этого издания отсутствует термин «мониторинг». В названии каждого раздела он заменен на термин «контроль» [7].

Украинский законодатель все чаще оперирует понятием «правовой мониторинг», в частности, после синхронной ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС 16 сентября 2014 г. Верховной Радой Украины и Европейским Парламентом. Согласно Соглашению, этап правового мониторинга и оценки, который на сегодня практически отсутствует, должен быть усилен четкими механизмами общего текущего и заключительного оценивания правовой системы и обеспечивать свободный доступ общественности к информации [8, с. 78].

По мнению украинских ученых О. Зайчук и Н. Онищенко, мониторинг эффективности регулятивной функции новых норм права необходимо осуществлять с целью обеспечения верховенства конституционных принципов и норм, надлежащего соотношения отраслей, подотраслей права, других правовых массивов, разработки проблем их структуризации, предложений по установлению официальной классификации норм права и их соотношение между собой [9, с. 43]

Научная проблема, в частности термин «техника правового мониторинга» еще не распространены в правоведении. Разрабатывая этот вопрос, ученые могут опираться на публикации по теме юридической техники. Также существует специальная литература по проблемам правового мониторинга, коррупциогенности НПА и антикоррупционной экспертизы. Определенный ориентир в исследовании правового мониторинга лежит в основе изучения трудов по проблеме эффективности действия норм права [3, с. 349].

На наш вигляд, познание технорлогии правового мониторинга сопровождается изучением ее связей с правотворчеством, правоприменением, систематизацией и интерпретацией. Приемы нормотворческой техники возникают через оформление показателей эффективности НПА и критериев правоприменения. У них появляются так называемые оценочные элементы и др. Результаты мониторинга оформляются с использованием средств и приемов юридической техники.

В зависимости от качества составляющих элементов, в структуре технологии правового мониторинга можно выделить технико-юридические средства, приемы и способы, обеспечивающие достижение целей и решение задач правового мониторинга [3, с. 356].

Прежде, чем раскрыть сущность техники правового мониторинга, рассмотрим теоретико-правовые характеристики основных элементов правового мониторинга.

Л. Иванова сформулировала цели и задачи такого вида юридической деятельности, как правовой мониторинг. Цель правового мониторинга как неотъемлемой части управленческого цикла состоит в обеспечении обратной связи, выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, оценке эффективности и результативности выбранных методов правового регулирования [10, с. 14].

По мнению Ю. Арзамасова, объект правового мониторинга определяется задачей выяснения информации о: существующих моделях регулирования общественных отношений; мировом опыте развития направлений общественных отношений; проверенных временем и практикой моделях регулирования общественных отношений [11, с. 81].

Н. Власенко к объекту правового мониторинга относит также применение избирательного законодательства, с целью модернизации политической системы и создания механизма эффективной демократии [12, с. 44].

Казахские специалисты в сфере юриспруденции вместе с объектом мониторинга рассматривают предмет правового мониторинга. Берется во внимание ряд недостатков действующих НПА, которые требуют устранения в первую очередь с помощью средств юридической техники. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению правового мониторинга НПА и подготовки концепции проектов НПА Министерства юстиции Республики Казахстан, предметом правового мониторинга являются: выявление противоречий, коллизий и пробелов между нормами права различных НПА; изменение или отмена архаических норм; избыточность или недостаточность правового регулирования общественных отношений; дублирование норм; анализ нормоприменения, норм декларативного характера; признании актов утратившими силу; разработка новых проектов; отдельные нарушения законодательной практики, юридической техники; недостатки редакционного характера; неавтентичность текста и тому подобное [13].

Предметом мониторинга в международном праве выступают обязательства государств, взятые в соответствии с нормами международных договоров и других актов как обязательного, так и рекомендательного характера, в том числе решений международных организаций [5, с. 161].

Структурно-организационное обеспечение и координация деятельности всех субъектов, осуществляющих правовой мониторинг являються важными условиями системности. Для примера в Российской Федерации, И. Бачило в своих исследованиях предлагает создать Всероссийский Центр организации мониторинга [14, с. 16].

Н. Толмачева выделила группу «субъектов» и группу «участников» правового мониторинга. К группе «субъектов правового мониторинга относятся: органы государственной власти; должностные лица; специально созданные указанными органами структуры, которые имеют полномочия по осуществлению государственного контроля за состоянием законодательства. К числу «участников» правового мониторинга относятся юридические и физические лица, которые могут принимать участие в осуществлении государственного контроля за состоянием законодательства. Правомочия субъектов и участников правового мониторинга различаются по своей природе. Для субъектов осуществления мониторинга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей должна наступать ответственность [11, с. 170-183].

Таким образом, предлагается практически неограниченный круг субъектов правового мониторинга: от подразделений парламента к гражданам государства. Такой подход требует уточнения. Целесообразно провести дифференцирование субъектов мониторинга в зависимости от их «мониторинговых полномочий» и юридической значимости результатов мониторинга. Кроме того, надо принимать во внимание то, что мониторинг может быть связан с подготовкой нового или уточнением действующего НПА.

Существуют определенные различия в подходах к классификации субъектов правового мониторинга. Однако эффективное проведение правового мониторинга относительно качества действующих НПА, а также их реализации возможно только при взаимодействии государства и общественных институтов.

Правовой мониторинг может осуществляться в масштабе всей страны, на территории региона, в пределах муниципального образования или в соответствующей сфере государственного управления. По своей продолжительности правовой мониторинг может быть постоянным (непрерывным), временным (осуществляемым в пределах определенного промежутка времени), либо оперативным (осуществляются в течение первого года действия нормативных правовых актов) [15, с. 335].

Для субъектов нормотворчества значение правового мониторинга состоит в том, что он позволяет: 1) увидеть тенденции и прогнозные потребности правового регулирования определенных общественных отношений; 2) оценить состав и структуру нормативно-правового материала по определенному вопросу; 3) определить степень полноты правового урегулирования соответствующей сферы общественной жизни, выявить имеющиеся здесь пробелы и «белые пятна»; 4) выявить в правовом регулировании имеющиеся коллизии, неясности, неточности, дублирование и другие нормотворческие ошибки и «узкие места»; 5) оценить эффективность правовых решений в подобных проблемных ситуациях; 6) усилить интеллектуальную составляющую нормотворческой деятельности за счет учета мнения правоприменителей, институтов гражданского общества, граждан [15, с. 333].

На этапе мониторингового обобщения и анализа информации, например, в международной практике используются такие технико-юридические средства, как «досье закона», критерии и показатели эффективности законов и практики их применения. При оформлении результатов мониторинга применяются специальные приемы подготовки итогового документа, содержащего обоснованные предложения по коррекции законодательства в виде докладов и т. п. [4, с. 54].

Основными способами техники правового мониторинга являются: оценка состояния законодательства; анализ и обобщение законодательства; выявление пробелов правового регулирования и коррупциогенных факторов с целью их устранения; выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства; оценка эффективности реализации НПА [16; 17, с. 33]; контроль; проверка; социально-правовые: способы сбора эмпирической информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент).

На стадии проведения мониторинга используются технико-юридические приемы: конкретизация цели и объекта мониторинга; сбор информации (например, путем направления поручений территориальным органам, подведомственным государственным службам и агентствам, запросом Минюста сведений и комментариев общественных организаций) [1, с. 53]

К средствам техники правового мониторинга можно отнести: системные (моделирование, конструирование, диагностика); технико-юридические; профессиональные; материальные; информационные; методические; математические; логические; языковые; организационные; технические; социологические (информация, которая основывается на результатах социологических исследований и иллюстрирует общественное мнение и уровень правового сознания).

Исходя из содержания техники правового мониторинга, предполагается, что предмет исследования образуется вследствие эмпирических закономерностей. В результате обобщения положительного опыта правового мониторинга, конкретизации каких-либо теоретических положений обретаются знания о технике правового мониторинга.

Как утверждает Н. Черногор, закономерности юридической техники правового мониторинга являются методологическими знаниями, которые вооружают юристов рациональными, научно обоснованными практическими методами [3, с. 343].

Таким образом, техника правового мониторингая является структурно и содержательно сложным явлением, которе требует тщательного изучения с помощью соответствующей методологии.

В Украине нужно разработать и принять концепцию техники правового мониторинга, которая должна предусматривать обратную связь с улучшением реализации, надзора и реформирования законодательства. Разработчики НПА могут включать положения, которые определяют эти процедуры обратной связи.

С целью улучшения надзора над нормативно-правовыми актами необходимо: назначить надзорный орган; установить цели, с которыми данные мониторинга и оценки можно сравнить; указать санкции за невыполнение [17, с. 164].

На основе применения техники правового мониторинга в конечном итоге становится возможным сформулировать более обоснованный «нормотворческий замысел», дать аргументированные предложения относительно путей и способов правового регулирования общественных отношений.

Выводы. Большинство исследователей, наперекор различиям в определениях, сходятся во мнении, что правовой мониторинг является: действенным способом контроля качества НПА; формой оценки эффективности правового регулирования; каналом обратной связи между НПА и результатами их действия; технологической последовательностью осуществления определенных юридических операций с целью анализа, оценки и прогнозирования качества НПА и правоприменительной практики.

Общим для упомянутых выше видов деятельности является технико-технологический взгляд, который предполагает определенную последовательность взаимосвязанных процедур и действий, обеспечивающих достижение поставленных целей и получение продукта с заданными качествами. Организация и представление законодательного процесса как своеобразной «технологии» принятия законов позволит осуществлять соответствующий мониторинг более эффективно.

Основными путями усовершенствования техники и технологии правового мониторинга в Украине являются: разработка наиболее совершенных приемов и методов его проведения; раскрытие рационального пути внедрения в практику теоретического знания о праве.

 

Список литературы:

1. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. Н. Н. Черногора. - М.: Международный юридический институт, 2010. - 232 с.

2. Словник іншомовних слів / [за редакцією О. С. Мельничука]. - Київ, 1974. - 776 с.

3. Черногор Н. Н. Юридическая техника правового мониторинга / Н. Н Черногор // Доктринальные основы юридической техники. - М.: Юриспруденция, 2010. - С. 334-357.

4. Алексеев С. С. Собрание сочинений.В 10 т. [+ Справоч. том.]. Том 5: Линия права. Отдельные проблемы концепции. - М.: Статут, 2010. - 549 с.

5. Анцупова Т. Поняття та сутність міжнародно-правового моніторингу у контексті права Ради Європи / Т. Анцупова // Юридичний вісник, 2013. - №2. - С. 161-165.

6. Gauthier de Beco. Human Rights Monitoring Mechanisms of the Council of Europe. - Routledge Research in Human Rights Law, 2011. - 248 p.

7. Инструменты обеспечения господства права в постконфликтных государствах. Мониторинг правовых систем / ООН. - Нью-Йорк; Женева, 2006. - 63 с.

8. Онищук І. І. Дослідження правового моніторингу: поняттійно-категоріальний апарат / І. І. Онищук // Вісник Національної академії правових наук України: зб. наук. пр. / редкол.: В. Я. Тацій та ін. - Х.: Право, 2015. - №1 (80). - С. 72-81.

9. Теорія держави і права. Академічний курс: Підручник / За ред. О. В. Зайчука, Н. М. Оніщенко. - 2-е вид., перероб. і допов. - К.: Юрінком Інтер, 2008. - 688 с.

10. Иванова Л. А. Определение эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга: Автореф.дис.…канд.юрид.наук: спец. 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Л. А. Иванова. - М., 2011. - 24 с.

11. Арзамасов Ю. Г. Концепция мониторинга нормативных правовых актов / Ю. Г. Арзамасов, Я.Е. Наконечный. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 200 с.

12. Власенко Н. А. О кризисных тенденциях в праве / Н. А. Власенко // Юридическая техника. - Нижний Новгород, 2014. - №8. - С. 40-45.

13. Міністерство юстиції Республіки Казахстан: «Методичні рекомендації щодо проведення правового моніторингу нормативно-правових актів і підготовки концепції проектів НПА». [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http: //www. minijust.kz/ru/node/15896. (дата посещения 11.02.2016)

14. Бачило И. Мониторинг правовой системы - путь к укреплению правового государства / И. Бачило // Мониторинг права в Российской Федерации. Вестник Совета Федерации. - М. - 2006. - №4(5). - С. 14-21.

15. Юридическая техника: Курс лекций / Под ред. В. М. Баранова, В. А. Толстика. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 384 с.

16. Информация по итогам проведения правового мониторинга нормативных правовых актов государственными органами за 2013 год. Министерство Юстиции республики Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adilet.gov.kz/ru/node/56352. (дата посещения 17.02.2016)

17. Розробка проектів нормативно-правових актів відповідно до методики вирішення проблем - К., ФОП Москаленко О. М., 2012. - 180 с.

 

 Work bibliographic list

1. Pravovoi monitoring: aktualnye problemy teorii i praktiki / Pod. red. N. N. Chernohora. M.: Mezhdunarodnyi yuridicheskii institut, 2010. - 232 s.

2. Slovnyk inshomovnyh sliv / [za redaktsieyu O. S. Melnychuka]. - Kyiv, 1974. - 776 s.

3. Chernohor N. N. Yuridicheskaya tekhnika pravovogo monitoringa / N. N. Chernohor // Doktrinal’nye osnovy yuridicheskoi tekhniki. - M.: Yurisprudentsiya, 2010. - S. 334-357.

4. Alekseev S. S. Sobranie sochinenii. V 10 t. [+ Spravoch. tom]. Tom 5: Liniya prava. Otdelnyye problemy kontseptsii. - М.: Statut, 2010. - 549 s.

5. Аntsupova T. Ponyattya ta sutnist’ mizhnarodno-pravovogo monitoryngu u konteksti prava Rady Evropy / T. Аntsupova // Yurydychnyi visnyk, 2013. - №2. - S. 161-165.

6. Gauthier de Beco. Human Rights Monitoring Mechanisms of the Council of Europe. - Routledge Research in Human Rights Law, 2011. - 248 p.

7. Instrumenty obespecheniya gospodstva prava v postkonfliktnykh gosudarstvakh. Monitoring pravovykh sistem / OON. - N’yu-Iork; Zheneva, 2006. - 63 s.

8. Onyshchuk I. I. Doslidzhennya pravovogo monitoryngu: ponyattiino-kategorial’nyj aparat / I. I. Onyshchuk // Visnyk Natsional’noi Akademii pravovykh nauk Ukrainy: zb. nauk. pr. / redkol.: V. Ya. Tatsij ta in. - H.: Pravo, 2015. - №1 (80). - S. 72-81.

9. Teorija derzhavy i prava. Akademichnyj kurs: Pidruchnyk / Za red. O. V. Zajchuka, N. M. Onishchenko. - 2-е vyd., pererob. i dopov. - K.: Yurinkom Іnter, 2008. - 688 s.

10. Ivanova L. A. Opredelenie effektvnosti normativnych aktov v protsesse pravovogo monitoringa: Avtoref. dis.…kand. yurid. nauk: спец. 12.00.01 - teoriya I istoriya prava i gosudarstva; istoriya uchenii o prave i gosudarstve / L. A. Ivanova. - М., 2011. - 24 с.

11. Arzamasov Yu. G., Nakonechnyi Ya. E. Kontseptsiya monitoringa normativnych pravovych aktov / Yu. G. Arzamasov, Ya. E. Nakonechnyi. M.: Yurlitinform, 2011. - 200 s.

12. Vlasenko N. A. O krizisnykh tendentsiyakh v prave / N. A. Vlasenko // Yuridicheskaya tekhnika. - Nizhnii Novhorod, 2014. - №8. - S. 40-45.

13. Ministerstvo yustytsii Respubliky Kazahstan: «Metodychni rekomendatsii shchodo provedennya pravovogo normatyvno-pravovyh aktiv i pidhotovky proektiv kontseptsii NPA». [Elektronnyj resurs]. - Rezhym dostupu: http: //www. minijust.kz/ru/node/15896. (data vidviduvannya 11.02.2016)

14. Bachilo I. Monitoring pravovoi sistemy - put’ k ukrepleniyu pravovogo gosudarstva / I. Bachilo // Monitoring prava v Rossiiskoi Federatsii. Vestnik Soveta Federatsii. - М. - 2006. - №4(5). - S. 14-21.

15. Yuridicheskaya tekhnika: Kurs lektsiy / Pod red. V. M. Baranova, V. A. Tolstika. - М.: DHSK MVD Rossii, 2012. - 384 s.

16. Informatsiya po itogam provedeniya pravovogo monitoringa normativnykh pravovykh aktov gosudarstvennymi organami za 2013 god. Ministerstvo Yustitsii respubliki Kazakhstan. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhym dostupa: https://www.adilet.gov.kz/ru/node/56352. (data poseshcheniya 17.02.2016)

17. Rozrobka proektiv normatyvno-pravovyh aktiv vadpovidno do metodyky vyrishennya problem - K., FOP Moskalenko O. M., 2012. - 180 s.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: