Защита прав детей - приоритет в деятельности органов прокуратуры
Адиль Оспанов,
Начальник Управления
прокуратуры города Астаны
Надзор за применением законодательства о несовершеннолетних является одним из основных направлений прокурорской деятельности.
Органы прокуратуры, наряду с уполномоченными органами, призваны обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие ребенка в соответствии с нормами Конституции Республики Казахстан и международными обязательствами.
При осуществлении надзора особое внимание уделено охране здоровья детей, получении ими образования, а также жилищным, имущественным и трудовым правам несовершеннолетних.
Бесспорным подспорьем в указанной работе, а также в вопросах защиты детей от преступных посягательств и насилия, в том числе в семье, являются функционирующие в столичной прокуратуре 68 мобильных групп по пресечению и предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
За 2015 год прокуратурой города Астаны проведено 117 проверок, выявлено более 2,5 тыс. нарушений законности, защищены конституционные права порядка 4,5 тыс. детей, по актам надзора привлечено к различным видам ответственности 416 виновных лиц (к дисциплинарной- 228 лиц, административной - 184 и материальной - 4), возмещено в доход государства 25,3 млн.тенге.
15 апреля 2015 года результаты проверки в 50 частных дошкольных организациях были рассмотрены на коллегии прокуратуры города Астаны с рекомендацией по устранению нарушений в сфере образования, санитарного благополучия и противопожарной безопасности.
Проверка показала, что 68 % частных садов при предоставлении образования нарушают требования государственных общеобязательных стандартов образования, нарушая права детей, гарантированные ст. 30 Конституции Республики Казахстан.
Наряду с этим, установлены нарушения технологии приготовления блюд, не соблюдение норм питания, требований к оборудованию объектов воспитания, несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей, хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности и др.
По актам надзора администрациями частных дошкольных учреждений приняты меры к устранению выявленных нарушений.
При проверке использования бюджетных средств выявлены факты завышения объема государственного образовательного заказа в деятельности 37 частных дошкольных организаций на общую сумму 26 331,4 тыс.тенге, из которых по актам реагирования в бюджет возмещено 24 631,3 тыс.тенге.
К примеру, в ТОО «Ясли-сад «Бакыт» (далее - Ясли-сад) в период с января по декабрь 2014 года ответственными лицами путем внесения в акты выполненных работ сведений, фактически не посещающих Ясли-сад 100 детей, причинен ущерб государству на сумму более 9 млн. тенге.
Данный факт прокуратурой города Астана зарегистрирован в Едином реестре досудебного расследования и 13 июня 2015 года досудебное расследование в отношении руководителя Ясли-сада по п. «б» ч. 3 ст. 182 УК РК (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, причинившее крупный ущерб) прекращено ввиду примирения сторон и полного возмещения причиненного ущерба.
В течение 10 лет действует Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (далее - Закон), регулирующий правовые основы деятельности каждого уполномоченного органа, задействованного в указанной сфере. Одними из таких являются подразделения ювенальной полиции (далее - ПДН) органов внутренних дел.
Основной задачей участковых инспекторов ПДН является профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних, а также формирование их законопослушного поведения.
Вместе с тем, в деятельности полиции имеют место недостатки при реализации полномочий по профилактическому контролю и применению мер индивидуальной профилактики.
К примеру, в УВД района «Сарыарка» города Астаны установлен факт составления на протяжении 8 месяцев рапортов о проведении профилактических мероприятий с подучетной И., проживающей в доме по пр. Богенбай батыра, тогда как фактически по указанному адресу расположен Центр обслуживания населения.
Изучением сообщений о противоправных действиях в отношении детей, поступивших в УВД района «Алматы» г. Астаны, установлено, что указанные обращения передаются участковым инспекторам, так как правонарушители не являются несовершеннолетними. Последние в свою очередь просто списывают эти заявления в наряд без принятия соответствующего процессуального решения.
Так, с 8 по 15 марта 2015 года в детскую больницу г. Астаны с различными телесными повреждениями обратились трое несовершеннолетних, которые пояснили, что их избили дома отцы. Однако, по указанным материалам мер по установлению обстоятельств получения телесных повреждений, а также к защите прав несовершеннолетних принято не было.
По актам прокуроров виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, в рамках работы по защите прав несовершеннолетних прокуратурой города Астаны выявлено 6 неблагополучных семей, не состоящих на учете уполномоченных органов, в которых воспитывается 11 детей, из которых 2 детей, несмотря на достижение школьного возраста не были охвачены образовательным процессом.
В свою очередь, изучение вопроса достаточности штатов школьных инспекторов г. Астаны показало, что на 88 средних и 34 средне-специальных учебных заведения приходится 79 школьных инспекторов, из которых фактически работают лишь 56 (18 в отпуске по уходу за ребенком). В результате за отдельными школьными инспекторами одновременно закрепляется до 3 учебных заведений.
Эти и другие проблемные вопросы поставлены для разрешения перед руководством ДВД и акимата города Астаны.