Новый Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» (Бурак Максим, Юрист юридической фирмы «GRATA»)

Новый Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении»

 

Бурак Максим

Юрист юридической фирмы «GRATA»

 

X международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 20 апреля 2012 г.)

 

1. Общие сведения

 

9 января 2012 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» (далее - «Закон»), аналога которому в законодательстве Казахстане ранее не было. До принятия закона данная отрасль частично регулировалась законодательством о недропользовании и рядом постановлений Правительства.  

Закон направлен на урегулирование отношений в сфере газоснабжения и в качестве основного принципа преследует приоритетность обеспечения внутреннего рынка товарным (согласно Закону - смесь углеводородов с преобладанием метана) и сжиженным нефтяным газом (согласно Закону - смесь пропана и бутана), производимым на территории РК.

Закон предусматривает множество нововведений, непосредственно касающихся деятельности инвесторов в сфере газа и газоснабжения.

 

2. Преимущественное и приоритетное право

 

Закон предусматривает преимущественное право государства на приобретение:

· сырого газа, отчуждаемого недропользователями;

· товарного газа, произведенного недропользователями при переработке добытого ими сырого газа и принадлежащего им на основании контрактов на недропользование.

Преимущественное право реализуется национальным оператором (далее - «Оператор»), который определяется Правительством.

Цена поставок Оператору должна определяться недропользователем и включать расходы недропользователя и уровень рентабельности. При этом Закон не предусматривает учета рыночной цены при определении цены для сделок с Оператором.

Для соблюдения преимущественного права коммерческое предложение направляется недропользователем Оператору не позднее, чем за 5 месяцев до планируемого периода (по общему правилу, в пределах календарного года).

Закон также предусматривает приоритетное право государства на приобретение отчуждаемых объектов Единой системы снабжения товарным газом (далее - «Объекты»), которая включает в себя предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа:

· соединительные, магистральные газопроводы,

· хранилища товарного газа,

· газораспределительные и газопотребляющие системы,

· газозаправочные станции

· и иные технологические объекты.

 

В состав системы не входят:

· промысловые газопроводы,

· газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей,

· технологические объекты, предназначенные для производства, регазификации, перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.

 

Приоритетное право распространяется также на доли участия (пакетов акций) собственников Объектов (далее - «Доли»). При этом Закон не предусматривает приоритетного права государства на приобретение акций во владельцах Долей, то есть распространяется лишь на первый уровень долей участия. Кроме того, Закон также не содержит прямого указания на ответственность за несоблюдение приоритетного права государства на покупку Объектов или Долей.

При этом нормы как о приоритетном, так и преимущественном праве государства вступили в силу с 1 апреля 2012 года.

 

3. Регулирование реализации газа

 

3.1. Реализация товарного газа

 

Закон также предусматривает регулирование реализации газа.  

Так, оптовую и розничную реализацию товарного газа (продажа на внутреннем рынке для целей реализации или за рубеж) вправе осуществлять лишь определенный Законом круг лиц, который включает Оператора, производителей товарного газа, недропользователи-собственники товарного газа, произведенного при переработке добытого ими сырого газа и др.

При этом дальнейшая оптовая перепродажа товарного газа (за некоторыми исключениями) запрещена. Данное ограничение не распространяется на Оператора.

Кроме того, Закон предусматривает утверждение Правительством предельных цен реализации товарного газа для каждой области, городов Астана и Алматы на каждое полугодие. Цены утверждаются не позднее, чем за 15 рабочих дней до планируемого периода.

 

3.2. Реализация сжиженного нефтяного газа

 

В отношении реализации сжиженного нефтяного газа Законом предусматривается схожее регулирование.

Так же, как и в случае с товарным газом, оптовую и розничную реализацию сжиженного нефтяного газа вправе осуществлять лишь определенный Законом круг лиц, который включает производителей, собственников газа, произведенного при переработке принадлежащего им углеводородного сырья и др.

Предельные цены реализации сжиженного нефтяного газа ежеквартально утверждаются Правительством для всей территории Казахстана.

Кроме того, уполномоченный орган ежемесячно утверждает план поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Казахстана.

 

4. Попутный газ

 

В отношении попутного газа Законом установлено, что в собственности государства находится попутный газ, добытый недропользователем и принадлежащий РК в соответствии с Законом о недрах и недропользовании или переданный недропользователями в собственность государства.

По решению уполномоченного органа попутный газ передается в определенных им объемах в собственность инвестора в рамках договора о государственно-частном партнерстве в сфере газа и газоснабжения.

При этом цена передачи устанавливается соглашением сторон. Закон также предусматривает утверждение Правительством порядка такой передачи.

 

5. Транспортировка газа

 

В части транспортировки газа Законом устанавливает ряд ограничений.

В частности, Законом утверждается исчерпывающий перечень лиц, которым газотранспортные организации вправе оказывать услуги по транспортировке товарного газа через магистральные трубопроводы, который включает Оператора, производителей товарного газа, недропользователей-собственников товарного газа, произведенного при переработке добытого ими сырого газа и др.

При этом не допускается транспортировка газа, не соответствующего требованиям технических регламентов и ГОСТов РК или без соблюдения преимущественного права государства.

В отношении перевозки сжиженного нефтяного и природного газа Законом также устанавливается исчерпывающий перечень лиц, которые могут перевозить сжиженный нефтяной и природный газ железнодорожным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом за пределы Казахстана. В данный перечень входят:

· производители сжиженного нефтяного и природного газа;

· собственники сжиженного нефтяного и (или) природного газа, произведенного при переработке принадлежащего им углеводородного сырья;

· владельцы сжиженного нефтяного и (или) природного газа, произведенного вне Казахстана, имеющие намерение вывезти его из Казахстана.

 

6. Вступление в силу

 

Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» на сегодняшний день вступил в силу. Законом предусмотрено, что продавец или исполнитель должны в срок до 31 декабря 2012 года перезаключить договоры купли-продажи сырого, товарного и (или) сжиженного нефтяного газа, а также договоры на техническое обслуживание газопотребляющих систем, заключенные на срок более года до введения Закона в действие.

 

7. Заключение

 

Закон устанавливает достаточно жесткий режим регулирования сферы газоснабжения в Казахстане, в частности, путем введения контроля за реализацией газа и расширением полномочий государственных органов.  

В числе негативных последствий Закона можно отметить возможное уменьшение инвестиционной привлекательности сферы газоснабжения для иностранных участников. Помимо перечисленных выше причин, Закон создает возможности для огосударствления системы газоснабжения в стране, что, как правило, часто негативно влияет на инвестиционный климат.  

В числе положительных инициатив Закона - создание предпосылок для построения в Казахстане единой системы газоснабжения.  

В целом же Закон основная масса норм Закона направлена регулирование отношений в сфере midstream и downstream.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: