Вопросы возмещения ущерба (вреда), причиненного окружающей среде (Касымов Данияр, Старший юрист ТОО «Юридическая Фирма «GRATA»)

Вопросы возмещения ущерба (вреда), причиненного окружающей среде

 

Касымов Данияр

Старший юрист

ТОО «Юридическая Фирма «GRATA»

 

Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)

 

В настоящем докладе будут освящены некоторые нововведения по вопросу возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в рамках обсуждаемого проекта Экологического кодекса РК, а именно по вопросу экономической оценки нанесенного ущерба.

В соответствии со ст.86 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить ущерб в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время, действующим законодательством по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде, является целый ряд нормативно - правовых актов (как законодательных так и подзаконных актов), таких как:  

- Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г.;

- Земельный, Лесной и Водный Кодексы РК;

- Временный порядок определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденный Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г.;

- Правила взимания платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РК от 01 декабря 1998 г. (№ 1213) и другие.

В Проекте Экологического Кодекса РК основным принципом правового обеспечения охраны окружающей среды является:

- обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде (платят природопользователи и загрязнители).

Под ущербом окружающей среде, в Проекте Экологического Кодекса РК, понимается загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов или без комплексного экологического разрешения.

Загрязнение же окружающей среды есть поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей, ионизирующих и электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий.

Согласно ст.201 Проекта Экологического Кодекса:

Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде юридическими и физическими лицами, нарушившими законодательство об охране окружающей среды:

- уничтожением и повреждением земельных, водных, растительных и минеральных ресурсов, ресурсов животного мира и рыбных запасов;

- самовольным и нерациональным пользованием природными ресурсами;

- самовольным загрязнением окружающей среды, в том числе аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов производства и потребления;

- сверхнормативным загрязнением окружающей среды, выявленным в ходе государственного контроля.

 

Экономическая оценка ущерба по Проекту Экологического Кодекса РК

Проект Экологического Кодекса РК содержит перечень методов установления экономической оценки ущерба.

Экономическая оценка ущерба проводится должностными лицами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и устанавливается следующими методами:

 

- прямая оценка ущерба

определение фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и принятие иных мер по ликвидации последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды  

Данный метод оценки ущерба применяется в случае, когда последствия нанесенного ущерба могут быть ликвидированы путем проведения инженерных, организационно - технических и технологических мероприятий либо иных адекватных мер.

Меры, необходимые для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших ресурсов, оздоровления живых организмов и человека, определяются экспертным путем.

Стоимость мер по ликвидации последствий ущерба определяется по действующим каталогам проектно - сметных расчетов, а в случае их отсутствия - по рыночной стоимости.

 

- косвенная оценка ущерба

определение размеров экономической ответственности виновной стороны за нанесенный ущерб.

Данный метод оценки ущерба осуществляется в целях определения экономической ответственности виновной стороны за постоянное или временное ухудшение качества природных ресурсов и естественных экологических систем вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Косвенная оценка ущерба основывается на соотношении между фактическим воздействием на окружающую среду и установленным нормативом, ставках платы за загрязнение окружающей среды, уровнях экологической опасности и экологического риска.

 

Разумеется, оба метода экономической оценки ущерба содержатся в той или иной форме в действующем законодательстве, однако их детальное закрепление в Проекте Экологического Кодекса РК является его неоспоримым преимуществом.

 

Так например п.1.16 Временного порядка определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденного Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г., содержащий положение о том, что привлечение к материальной ответственности не освобождает нарушителя природоохранного законодательства от обязанности проведения работ по восстановлению природного ресурса, включающих изыскательские, проектные и специальные восстановительные работы, не содержит метода экономической оценки мер, необходимых для ликвидации нанесенного ущерба, путем проведения соответствующих работ.  

Если понятие «экологическая опасность» и критерии определения ее уровня (с указанием коэффициента кратности) содержатся в действующем законодательстве, а именно во Временном порядке определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, то закрепление в Проекте критериев определения уровня экологического риска с соответствующими коэффициентами, которые применяются для определения экономической оценки ущерба (при косвенном методе), является своего рода нововведением.

 

Критерии определения уровня экологического риска, вызванного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

 

Критерии

Коэффициент экологического риска

 

Нарушение является первым нарушением данного вида со стороны виновника за последние 3 года

 

 

1

За последние 3 года имело место от одного до трех нарушений данного вида со стороны виновника

 

 

1,1

За последние 3 года имело место от четырех до десяти случаев нарушений данного вида со стороны виновника

 

 

1,5

За последние 3 года имело место долее десяти нарушений данного вида со стороны виновника

 

2

 

Таким образом, при косвенном методе оценки ущерба по каждому отдельному предмету загрязнения (загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных ресурсов и т.д.), подсчитываемым путем использования формул, дополнительно используется компонент - уровень экологического риска (согласно коэффициентам, указанным выше, в зависимости от частоты нарушения).  

Указанное нововведение позволит учесть, при экономической оценке ущерба, такой важный фактор как частота нарушения виновником природоохранного законодательства, что в конечном счете отразится на сумме возмещения ущерба.

Хочется верить, что в результате изложенных в Проекте Экологического Кодекса РК положений по возмещению вреда, причиненного окружающей среде (в случае принятия Проекта), природопользователи будут более внимательны к соблюдению природоохранного законодательства.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: