Вопросы возмещения ущерба (вреда), причиненного окружающей среде
Касымов Данияр
Старший юрист
ТОО «Юридическая Фирма «GRATA»
Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)
В настоящем докладе будут освящены некоторые нововведения по вопросу возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в рамках обсуждаемого проекта Экологического кодекса РК, а именно по вопросу экономической оценки нанесенного ущерба.
В соответствии со ст.86 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить ущерб в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время, действующим законодательством по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде, является целый ряд нормативно - правовых актов (как законодательных так и подзаконных актов), таких как:
- Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г.;
- Земельный, Лесной и Водный Кодексы РК;
- Временный порядок определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденный Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г.;
- Правила взимания платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РК от 01 декабря 1998 г. (№ 1213) и другие.
В Проекте Экологического Кодекса РК основным принципом правового обеспечения охраны окружающей среды является:
- обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде (платят природопользователи и загрязнители).
Под ущербом окружающей среде, в Проекте Экологического Кодекса РК, понимается загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов или без комплексного экологического разрешения.
Загрязнение же окружающей среды есть поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей, ионизирующих и электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий.
Согласно ст.201 Проекта Экологического Кодекса:
Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде юридическими и физическими лицами, нарушившими законодательство об охране окружающей среды:
- уничтожением и повреждением земельных, водных, растительных и минеральных ресурсов, ресурсов животного мира и рыбных запасов;
- самовольным и нерациональным пользованием природными ресурсами;
- самовольным загрязнением окружающей среды, в том числе аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов производства и потребления;
- сверхнормативным загрязнением окружающей среды, выявленным в ходе государственного контроля.
Экономическая оценка ущерба по Проекту Экологического Кодекса РК
Проект Экологического Кодекса РК содержит перечень методов установления экономической оценки ущерба.
Экономическая оценка ущерба проводится должностными лицами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и устанавливается следующими методами:
- прямая оценка ущерба
определение фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и принятие иных мер по ликвидации последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
Данный метод оценки ущерба применяется в случае, когда последствия нанесенного ущерба могут быть ликвидированы путем проведения инженерных, организационно - технических и технологических мероприятий либо иных адекватных мер.
Меры, необходимые для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших ресурсов, оздоровления живых организмов и человека, определяются экспертным путем.
Стоимость мер по ликвидации последствий ущерба определяется по действующим каталогам проектно - сметных расчетов, а в случае их отсутствия - по рыночной стоимости.
- косвенная оценка ущерба
определение размеров экономической ответственности виновной стороны за нанесенный ущерб.
Данный метод оценки ущерба осуществляется в целях определения экономической ответственности виновной стороны за постоянное или временное ухудшение качества природных ресурсов и естественных экологических систем вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Косвенная оценка ущерба основывается на соотношении между фактическим воздействием на окружающую среду и установленным нормативом, ставках платы за загрязнение окружающей среды, уровнях экологической опасности и экологического риска.
Разумеется, оба метода экономической оценки ущерба содержатся в той или иной форме в действующем законодательстве, однако их детальное закрепление в Проекте Экологического Кодекса РК является его неоспоримым преимуществом.
Так например п.1.16 Временного порядка определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденного Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г., содержащий положение о том, что привлечение к материальной ответственности не освобождает нарушителя природоохранного законодательства от обязанности проведения работ по восстановлению природного ресурса, включающих изыскательские, проектные и специальные восстановительные работы, не содержит метода экономической оценки мер, необходимых для ликвидации нанесенного ущерба, путем проведения соответствующих работ.
Если понятие «экологическая опасность» и критерии определения ее уровня (с указанием коэффициента кратности) содержатся в действующем законодательстве, а именно во Временном порядке определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, то закрепление в Проекте критериев определения уровня экологического риска с соответствующими коэффициентами, которые применяются для определения экономической оценки ущерба (при косвенном методе), является своего рода нововведением.
Критерии определения уровня экологического риска, вызванного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Критерии |
Коэффициент экологического риска
|
Нарушение является первым нарушением данного вида со стороны виновника за последние 3 года
|
1 |
За последние 3 года имело место от одного до трех нарушений данного вида со стороны виновника
|
1,1 |
За последние 3 года имело место от четырех до десяти случаев нарушений данного вида со стороны виновника
|
1,5 |
За последние 3 года имело место долее десяти нарушений данного вида со стороны виновника
|
2 |
Таким образом, при косвенном методе оценки ущерба по каждому отдельному предмету загрязнения (загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных ресурсов и т.д.), подсчитываемым путем использования формул, дополнительно используется компонент - уровень экологического риска (согласно коэффициентам, указанным выше, в зависимости от частоты нарушения).
Указанное нововведение позволит учесть, при экономической оценке ущерба, такой важный фактор как частота нарушения виновником природоохранного законодательства, что в конечном счете отразится на сумме возмещения ущерба.
Хочется верить, что в результате изложенных в Проекте Экологического Кодекса РК положений по возмещению вреда, причиненного окружающей среде (в случае принятия Проекта), природопользователи будут более внимательны к соблюдению природоохранного законодательства.