Самостоятельная ветвь правосудия (С.Мұратбек, судья Восточно-Казахстанского областного суда)

Самостоятельная ветвь правосудия

 

С. Мұратбек,

судья Восточно-Казахстанского  

областного суда

 

Во исполнение поручения Президента страны, озвученного на VI Съезде судей, Верховным Судом РК разработан проект Административного процессуального кодекса.

Верховный Суд как разработчик проекта считает, что административное судопроизводство должно быть выведено в самостоятельную ветвь правосудия наряду с уголовным и гражданским.

Проектом Кодекса закреплено, что административное процессуальное законодательство регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия, при рассмотрении и разрешении споров между физическим и (или) юридическим лицами и органами государственного управления (административным делам) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц.

Впервые проектом Кодекса предлагается раскрыть такие понятия, как административное судопроизводство, административный акт, административное дело, административный спор, административный иск, административный истец и ответчик.

Административный иск, несмотря на схожесть названия с иском в гражданском судопроизводстве, рассматривается по правилам, существенно отличающимся от правил гражданского судопроизводства. Проектом закрепляются общие и специальные принципы. Общие принципы, используемые в гражданском судопроизводстве, в равной степени применяются к административному судопроизводству, если не противоречат его целям и задачам. К специальным принципам административного судопроизводства относятся состязательность и равноправие сторон при активной роли суда; соблюдение разумного срока; недопустимость вмешательства суда в деятельность компетентного органа; обязанность по доказыванию. В соответствии с указанными принципами обязанность доказывания ложится на орган государственного управления (должностное лицо), который обязан доказать наличие условий, делающих необходимым вынесение административного акта или совершение определенных действий.

Проектом Кодекса закрепляется также и активная роль суда при рассмотрении административных дел. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями и предложениями участников процесса, представленными сторонами доводами и доказательствами, на основании материалов, имеющихся в деле, выясняет все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, по собственной инициативе. При необходимости суд вправе сам истребовать доказательства и выйти за пределы заявленных требований, что обеспечит в административном производстве надлежащую состязательность сторон.

Проект предусматривает, что предварительное производство по административным делам в суде первой инстанции осуществляется в разумный срок. При определении разумного срока, который включает в себя период со дня поступления иска в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение лиц, участвующих в административном процессе, выражающееся в злоупотреблении процессуальными правами и невыполнении процессуальных обязанностей, процессуальная достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях оперативного рассмотрения административного дела.

Проектом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. В целях непосредственного урегулирования спора до обращения в суд предполагается обращение истца в вышестоящий орган государственного управления с письменной претензией. Такой подход повлечет не только возможность разрешения спорных ситуаций на стадии досудебного производства, но и будет способствовать усилению ответственности государственных органов при принятии решений и издании актов. Кроме того, предлагается и урегулирование спора на основе взаимных уступок, через заключение мирового соглашения.

Кодекс разработан с учетом опыта правового регулирования административного судопроизводства в зарубежных государствах и особенностей судопроизводства и реформирования судебной системы Казахстана. Проект Административного процессуального кодекса размещен на сайте Верховного Суда РК для всеобщего обсуждения.

Следите за новостями zakon.kz в: