Контроль за исполнением судебных документов
Байдусенова М.Т.
Главный специалист
Сарыаркинского районного суда города Астана
Авторитет судебной власти зависит не только от того насколько защищены права граждан и юридических лиц в вынесенных судебных актах, но и настолько полно и своевременно исполнен судебный акт. Это отметил, Президент Казахстана, одним из главных приоритетов государства определил развитие и совершенствование судебной системы в Республике Казахстан.
Судебные исполнители в своей деятельности должны руководствоваться Конституцией и другими нормативными правовыми актами. Права и обязанности судебных исполнителей, их правовое положение и полномочия регламентированы в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Систему органов исполнительного производства образует юстиции, в компетенцию которого входит: регулирует и контролирует деятельность частных судебных исполнителей в пределах своей компетенции; разрабатывает и представляет для утверждения в Правительство Республики Казахстан размеры сумм оплаты деятельности частного судебного исполнителя; определяет трех представителей от уполномоченного органа; разрабатывает методические, инструктивные и разъяснительные материалы по вопросам исполнительного производства; осуществляет лицензирование деятельности частных судебных исполнителей; принимает решение о приостановлении или прекращении действия лицензий частных судебных исполнителей; подает иски в суд о прекращении действия лицензий частных судебных исполнителей; заключает договоры с государственными органами о подключении частных судебных исполнителей к публичным реестрам и электронным базам данных; разрабатывает и утверждает: учетной регистрации частных судебных исполнителей; оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанные с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы.
Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также исполнение в предусмотренных настоящим законом случаях решений и постановлений иных органов. Исполнение исполнительных документов, перечисленных в статье Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», возлагается на судебных исполнителей территориальных органов и отделов уполномоченного органа по обеспечению исполнения исполнительных документов. В случаях, предусмотренных законом, исполнение исполнительных документов осуществляется содействии судебных приставов. Судебный исполнитель - это должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом задачи по исполнению судебных актов и активов других органов. Предъявляемые судебным исполнителем требования по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. Судебный исполнитель назначается на должность и освобождается от должности руководителем территориального органа по результатам объявленного конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего.
Основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. Исполнение судебных документов, выдаваемых на основании судебных актов, возлагаются на судебных исполнителей территориальных органов и отделов, уполномоченного органа по обеспечению исполнения исполнительных документов. Перечень исполнительных документов регламентированы Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» -
Исполнительными документами являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов;
2) судебные приказы, выдаваемые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о принудительном исполнении на территории Республики Казахстан решений международных, иностранных судов и арбитражей;
4) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов;
4-1) определения судов об обеспечении иска или отмене обеспечения иска;
5) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
6) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
7) постановление прокурора о принудительном исполнении его требований;
8) постановления судебного исполнителя о взыскании исполнительской санкции;
9) постановление судебного исполнителя о возмещении расходов, понесенных при совершении исполнительных действий;
10) постановление частного судебного исполнителя об утверждении сумм оплаты его деятельности.
11) предписания о необходимости уплаты штрафа, выданные органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административные взыскания;
12) постановление суда о наложении ареста на имущество, вынесенное по уголовному делу.
Как показывает практика и передовой зарубежный опыт, эффективность деятельности судебного исполнителя зависит от совершенства механизма взаимодействия с другими государственными органами и организациями. Хотелось бы отметить, позитивную тенденцию развития такого вопроса, как «Контроль за исполнением судебных документов» и его систематизация и модернизация.