Что готовит казахстанцам новый закон о защите прав потребителей?
Иван Сухоруков
Продавцы и покупатели затаили дыхание — в Казахстане в ближайшее время примут новый закон по вопросам защиты прав потребителей. Документ осталось лишь подписать президенту. В сфере покупательских прав грядут большие перемены. Так, в магазине могут разрешить фото- и видеосъемку, гарантию на некоторые услуги увеличат до 10 лет, а продавцов будут штрафовать за обман клиентов, передает корреспондент YK-news.kz.
Речь идет о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей». Его разработкой занялись еще в 2013 году. Как рассказали в Комитете по защите прав потребителей, документ предусматривает «создание новых и совершенствование имеющихся механизмов защиты прав потребителей». В нашем распоряжении оказалась предварительная версия законопроекта.
Снимать запрещено?
Ситуация. Вы приобрели товар, однако потеряли чек или такой документ вам попросту не выдали. Покупка оказалась некачественной, и вы решили ее вернуть. Продавец отказывается принять товар обратно.
Как сейчас. Если дело доходит до суда, то в качестве доказательства факта покупки можно предоставить свидетельские показания. А вот с фото- и видеоматериалами — все непросто, ведь продавцы, как правило, запрещают вести съемку в магазине.
Как будет по законопроекту. Фото- и видеосъемка официально разрешены на объектах торговли. Запретить вам снимать сотрудники будут не вправе.
— Фото и видео — это косвенные доказательства, оценку которым дает суд, — говорит председатель общества по защите прав потребителей «Ваше право» Елена Жерихова. — К тому же потребитель, приобретая товар, как правило, не производит фото- или видеофиксации. Заранее ведь не знаешь, что может возникнуть конфликт. А запись с камер видеонаблюдения в магазине могут попросту не предоставить, сказав, например, что материалы уже удалены.
— Это несомненно полезная поправка для покупателей, — считает председатель общества по защите прав потребителей «Паритет» Елена Нитяжук. — Ситуации бывают разные, например, когда цена на чеке не соответствует той, что указана на ярлыке. Человек может пойти и зафиксировать это на камеру.
Давайте договоримся
Ситуация. В супермаркете вы набрали немало продуктов, обращая внимание на ценники и стараясь уложиться в определенную сумму. Однако на кассе вам называют совсем другое «итого», заметно превышающее конечное число в вашем подсчете. А в чеке — стоимость товаров сильно отличается от той, что была на прилавках.
Как сейчас. Можно потребовать возврата разницы и купить товар именно по той стоимости, что указана на ценнике. Однако формулировка в действующем законе, на которую можно сослаться в данной ситуации, по мнению специалистов, звучит весьма расплывчато: «Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта». Следует ли из этого, что покупатель прав?
Как будет по законопроекту. Формулировка стала более четкой и звучит так: «Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленный во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта».
— Нынешняя формулировка в законе не всегда понятна рядовому потребителю, — делится мнением Елена Жерихова. — Покупатели чаще всего этой нормы не знают. Поэтому, когда тот же кассир говорит им, что в магазине просто не успели поменять ценник, человек соглашается с завышенной ценой и уходит. Новая форма старого правила поможет избежать разночтений.
Моя твоя не понимать
Ситуация. Инструкция к новенькой бытовой технике написана только на иностранном языке. Вы, не имея возможности перевести документ, сломали купленный товар, потому что не поняли, как им пользоваться.
Как сейчас. Придется приложить немало усилий в суде, чтобы доказать, что информация о пользовании товаром была предоставлена некорректно и именно это привело к поломке.
Как будет по законопроекту. Права в этом аспекте будут защищены на сто процентов. «Информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной» — такая норма есть в законопроекте.
— Не совсем понятно, о какой именно информации идет речь, — говорит Елена Жерихова. — Есть ведь информация и на этикетке, и в сервисных книжках. Если пояснения не будет, то это бессмысленная поправка. Потому что чем четче закон — тем меньше лазеек.
— Здесь, скорее всего, говорится о всей информации, касающейся товара, — комментирует Елена Нитяжук. — То есть если инструкция к пользованию товаром напечатана только на русском или только на казахском языке — значит, информация не предоставлена. Тем же сотовым телефоном я смогу пойти и забить гвозди, а потом вернуть устройство по гарантии, потому что информацию о том, как им пользоваться, мне не предоставили.
Ждите сколько хотите
Ситуация. Вы приобрели товар, который оказался некачественным. Пытаетесь вернуть покупку продавцу и требуете обмена дефектного товара на новый.
Как сейчас. Фирма может начать диагностику товара. На эту процедуру по закону выделяется максимум 30 дней. Если экспертиза показала, что поломка произошла из-за заводского брака, то покупателю должны обменять товар на новый. Кто-то делает это незамедлительно, а некоторые продавцы затягивают с обменом. Дескать, в законе не прописаны конкретные сроки.
Как будет по законопроекту. Для обмена дефектного товара на новый продавцу теперь выделили 10 дней. Это к уже существующим тридцати! При этом добавили возможность присутствия покупателя при диагностике товара. Можно отправить на техпроверку даже доверенное лицо. По завершении диагностики, также согласно новым поправкам, продавец или изготовитель обязан будет предоставить документ о проведенных работах. Подобных требований в действующем законе нет.
— Из-за дополнительных 10 дней потребитель однозначно не выиграет, — уверена Елена Жерихова. — Продавец по требованию покупателя обязан незамедлительно обменять некачественный товар на новый. А теперь предпринимателю дают дополнительные 10 дней. Итого — в общей сложности человек может ждать до 40 дней. Это если включить сюда время проведения диагностики.
— Чтобы не ждать дополнительные 10 дней, во время диагностики товара можно сразу же обратиться к продавцу и поставить его в известность о том, что вы намерены в дальнейшем товар поменять или вернуть за него деньги, — говорит Елена Нитяжук. — То есть продавец заранее подготовится к тому, что, возможно, потребуется обмен товара, и, может быть, позаботится о его доставке. Поправка эта очень важна потому, что сейчас предприниматель может сколько угодно тянуть с обменом товара, дожидаясь, пока техника, например, прибудет в город. В законопроекте же конкретно ограничили рамки — 10 дней и точка.
На каком основании?
Ситуация. Вы задолжали за отопление. Внезапно в квартире отключили электричество, хотя за свет горожанин исправно платит. В ходе выяснения обстоятельств коммунальщики говорят вам, что причина отключения в долге за тепловую энергию. И это при том, что эти услуги никак не связаны!
Как сейчас. Горожанин, не желая судебных разбирательств, идет и оплачивает долг. Не сидеть же без света.
Как будет по законопроекту. Появилась поправка, согласно которой «энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по плате за использованную тепловую энергию». Как пояснили в Комитете по защите прав потребителей, в ряде регионов есть компании, которые одновременно занимаются подачей электричества и отопления. Однако, несмотря на то, что в ВКО эти услуги предоставляют разные компании, у нас подобная практика также не редкость.
— Данная поправка — большой плюс для потребителей, — считает Елена Жерихова. — Случаев, когда должникам угрожали отключить свет за долг по отоплению, — очень много. Это не что иное, как шантаж. При том что тепло и свет никак не связаны, такие обращения к нам были.
— Если поправку примут, то компания сначала обязана будет обратиться в суд на должника, — комментирует Елена Нитяжук. — Хотя компании и сейчас должны так делать, а не заниматься шантажом. Если поправку в законопроекте оставят, то в случае отключения электричества можно будет подавать в суд на энергоснабжающую организацию.
Несгораемая гарантия
Ситуация. Вы купили телефон, который в скором времени сломался. Требуете у фирмы починить мобильное устройство по гарантии.
Как сейчас. Не важно, насколько серьезному ремонту подвергался гаджет, гарантийный срок един и не продлевается после очередного ремонта.
Как будет по законопроекту. Если во время ремонта был заменен какой-либо элемент некачественного товара, гарантийный срок обновляется, как если бы товар поменяли на новый.
Ситуация. В вашем доме рабочие провели капитальный ремонт крыши. Спустя время она дала течь.
Как сейчас. Если доказано, что дефекты допущены строителями, можно в течение двух лет со дня принятия выполненных работ предъявить требования по устранению недостатков.
Как будет по законопроекту. Подобные требования можно будет предъявить в течение пяти лет. При этом в законопроекте добавлен пункт, что, если были выявлены существенные недостатки в предоставленных услуге или работе, гарантия будет действовать до 10 лет.
Принять или не принять?
Но, пожалуй, самым интересным нововведением является внедрение административной ответственности фирм за нарушение Закона «О защите прав потребителей». Сейчас менять вам товар продавцы не спешат, так как знают, что никакая ответственность за игнорирование норм им не грозит. А вот при угрозе серьезного штрафа продавец сто раз подумает, прежде чем отказать клиенту, например, в предоставлении информации.
Что интересно — в законопроекте значительно расширили полномочия Комитета по защите прав потребителей. Ведомство сможет возбуждать и вести дела об административных правонарушениях, обращаться в суд в защиту прав неопределённого круга потребителей и многое другое. То есть теперь в государственный орган можно будет обратиться не только за консультацией, но и за конкретной помощью.