Пенитенциарная система переходит к международным стандартам
Берик Бисенкулов,
заместитель министра внутренних дел РК
МВД продолжает работу по модернизации пенитенциарной системы, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства, который предусмотрен в 34-шаге Плана нации.
План нации «100 конкретных шагов» определяет ряд последовательных этапов по реализации пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства Н.А.Назарбаевым, вторая из которых - верховенства права.
Для граждан свидетельством торжества законности и справедливости служит не только раскрытие преступления, но и соответствующее наказание для тех, кто его совершил.
Однако, как показала мировая практика, исключительно карательная система, которая просто изолирует преступника от общества, зачастую не только не приводит к его перевоспитанию, а наоборот еще больше криминализирует личность и в дальнейшем, после освобождения, делает весьма затруднительным ресоциализацию экс-осужденного.
Поэтому в большинстве развитых стран мира уже давно идут по другому пути - активно применяя альтернативные методы наказания, развивая службу пробации, модернизируя инфраструктуру исправительных учреждений.
Практически с момента обретения независимости Казахстан также начал проводит гуманизацию пенитенциарной системы в соответствии с международными стандартами.
Многолетние реформы дали свои результаты, если в 2002 году наша страна по индексу «тюремного населения» занимала 3 место в мире, то сегодня нам удалось избавиться от этого печального лидерства и переместиться на 61 позицию.
После возращения уголовно-исполнительной системы из Министерства юстиции в МВД, которое произошло пять лет назад, наше ведомство продолжило работу по ее модернизации.
Сегодня в колониях укрепился правопорядок, на 45% сократилась преступность, злостных нарушений стало меньше на 42%, самоубийств на 25%. В семь раз сократилось количество жалоб осужденных на действия администрации учреждений.
Эти позитивные изменения, а также работа в условиях нового уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального кодексов, способствовали сокращению численности «тюремного населения».
В минувшем году из колоний освободились более 16 тысяч человек, это на 30% больше чем в 2014, на 15% увеличилось условно-досрочное освобождение, в три раза возросло количество замен наказаний более мягким видом.
Сегодня в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится около 38 тыс. человек. Это почти на 9 тысяч или на 19% меньше чем в 2014 году, а в сравнении с 2002 годом численность сократилась на 45%.
В связи с этим, за последние полтора года ликвидирована колония в Павлодаре и перепрофилировано учреждение в Северо-Казахстанской области. Кроме того, в течение этого года будет проведена работа по ликвидации еще 7 учреждений по республике в связи с сокращением «тюремного населения».
Важный критерий цивилизованной системы исполнения наказаний - это условия содержания лиц, осужденных к лишению свободы. И здесь у нас также отмечаются положительные изменения.
То, что мы смогли уменьшить количество осужденных, позволило улучшить их материально-бытовое обеспечение, увеличить нормы площади проживания.
Практически обновлено все основное медицинское и коммунально-бытовое оборудование. Произведен капитальный ремонт противотуберкулезных больниц и более 65 других объектов, от которых напрямую зависят условия жизни осужденных.
Проводится работа по строительству и реконструкции учреждений, а также переходу на покамерное содержание осужденных. Последнее будет способствовать не только улучшению условий содержания, но и сокращению правонарушений среди лиц, отбывающих наказание.
За последние годы был сдан в эксплуатацию ряд объектов. Так, полностью отремонтирована колония в Атырау, запущены в эксплуатацию учреждения в Кызылорде и Алматы. Закончена реконструкция колонии в Уральске и на стадии завершения строительство учреждения в Алматинской области. Все эти объекты отвечают требованиям международных стандартов и предусматривают покамерное содержание осужденных.
Принимаются меры по модернизации пенитенциарной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства, что предусмотрено 34-шагом Плана нации.
Строительство и функционирование зданий новых учреждений уголовно-исполнительной системы (практически все действующие на сегодняшний день построены 40 и более лет назад), требует серьезных финансовых затрат, что может стать дополнительным бременем для государственного бюджета.
Именно поэтому было принято решение о привлечении частных инвестиций. Один из основных механизмов привлечения частных инвестиций - государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство - это взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод, затрат, прав и обязанностей.
Мы изучили международный опыт и пришли к выводу, что для модернизации пенитенциарной инфраструктуры Казахстана наиболее приемлемая форма взаимодействия в рамках ГЧП - концессия, которая позволит не только обеспечить строительство современных исправительных учреждений, но и в целом повысить эффективность управления пенитенциарной системой.
В настоящее время разработан типовой проект специализированного исправительного учреждения на 1500 мест. В сентябре этого года получено положительное экономическое заключение на строительство такого учреждения в Шымкенте.
Здесь будет предусмотрено современное производство по выпуску различной продукции, идет работа над привлечением инвесторов. Для строительства учреждений такого типа уже выделены земельные участки, как в Шымкенте, так и в Петропавловске, Астане и Караганде.
И самое главное, что необходимо подчеркнуть, вопросы безопасности объектов пенитенциарной инфраструктуры, исполнения наказаний и охраны - являются и будут оставаться прерогативой государства, передача этих функций в негосударственный сектор исключена.
Сегодня государство тратит немалые средства на содержания лиц, отбывающих наказание, кроме того, многие из них, согласно судебным приговорам, должны возмещать материальный ущерб потерпевшим, решить эти проблемы невозможно без трудоустройства самих осужденных.
Поэтому за последние годы мы приняли ряд серьезных мер, направленных на улучшение производственно-хозяйственной деятельности предприятий УИС и создание дополнительных рабочих мест для осужденных.
Деятельность предприятий, функционирующих на базе исправительных учреждений многопрофильна. Они выпускают металлоизделия, мебель, строительные материалы, швейные изделия, занимаются переработкой сельхозпродукции. Предприятия УИС полностью обеспечивают осужденных основными продуктами питания, одеждой. Здесь же налажен пошив форменного обмундирования для личного состава УИС.
Механизмы государственно-частного партнерства также успешно реализуются при организации трудозанятости осужденных. В настоящее время в аренду частным лицам переданы 92, а в доверительное управление 32 объекта исправительных учреждений, на которых трудоустроено около 2 тысяч осужденных.
Кроме того, новое законодательство дает возможность самим осужденным во время отбытия наказания заниматься индивидуальной предпринимательской деятельности, и некоторые такой возможностью уже успешно пользуются.
В 2015 году 55% от трудоспособной численности осужденных были трудоустроены. Благодаря чему возмещен ущерб почти на 1 млрд. тенге, в 2014 году эта цифра была в три раза меньше и составляла всего 352 миллиона.
Помимо компенсации ущерба пострадавшим, работа дает возможность тем, кто находится в местах лишения свободы, помогать своим семьям и даже накопить некоторые суммы, которые понадобятся им после освобождения. Я уже не говорю о воспитательном и психологическом значении труда для такой категории лиц.
Конечно, далеко не все осужденные до того, как попасть в учреждение, имели специальность, у некоторых даже нет среднего образования. Поэтому в колониях так же проводится общеобразовательное и профессиональное обучение.
За прошедший учебный год получили аттестаты и свидетельства о среднем образовании более 1200 осужденных, а также свыше 3600 человек приобрели профессии и сегодня около 3,5 тысяч обучаются по 35 различным рабочим специальностям.
Получение образования и профессии - еще один немаловажный фактор успешной ресоциализации осужденных, их возращения в общество в качестве полноценных граждан. Это одна из гарантий того, что выйдя на свободу, они вновь не станут на криминальный путь.
Практика показала, что известное из советских фильмов: «Вор должен сидеть в тюрьме!» отнюдь не аксиома. Безусловно, человек совершивший преступления должен нести наказание, соразмерное тяжести содеянного, но это не всегда должно быть лишение свободы.
Новое уголовное законодательство расширило возможности применения альтернативных методов наказания, не связанных с лишением свободы. Сегодня в Казахстане успешно развивается созданная в 2012 году служба пробации уголовно-исполнительной системы.
Пробация - это вид условного осуждения, при котором лицо на время испытательного срока, установленного судом, помещается под надзор специальных органов (службы пробационного контроля). Для каждого осужденного индивидуально суд может предусмотреть ряд дополнительных ограничений (не посещать каких-то увеселительных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и тому подобное).
Этот механизм уже сегодня дает свои положительные результаты. Повторные преступления среди лиц, находящихся на учете службы пробации в прошлом году уменьшились на 32 %. При взаимодействии с местными исполнительными органами службой пробации оказано содействие в получении социально - правовой помощи почти 22 тысячам человек.
На фоне широкого применения наказаний не связанных с лишением свободы и условно-досрочного освобождения осужденных, численность лиц, прошедших по учетам пробации увеличилась более чем на 9 тысяч. И это еще не предел. Ожидается увеличение до 65 тысяч человек. В дальнейшем планируется законодательно закрепить четыре стадии пробации - досудебную, приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную.
Естественно, что человек, отбывающий наказание, не связанное с лишением свободы, не должен оказаться бесконтрольным. Обеспечить такой постоянный контроль будет значительно проще при внедрении электронных средств слежения.
Те, кто будет носить так называемые «электронные браслеты», оставаясь на свободе, будут иметь больше возможностей для социальной адаптации с одной стороны, с другой осознания того, что они находятся под незримым наблюдением, существенно снизит риск совершения ими повторных преступлений.
В прошлом году подготовлено инвестиционное предложение на разработку технико-экономического обоснования по созданию электронных средств слежения, которое в настоящее время проходит в соответствующих инстанциях процедуру отраслевой экспертизы.
Рассматриваются концепции проекта государственно-частного партнерства. Думаю, мы сможем презентовать их уже в апреле этого года.
Уверен, что комплекс мер по дальнейшему реформированию и модернизации уголовно-исполнительной системы, который осуществляется нашим министерством, позволит максимально приблизить ее к международным стандартам.
Обеспечивая соблюдение предусмотренных Конституцией РК и Конвенциями ООН прав человека, в том числе для такой категории, как осужденных лиц, мы способствуем максимальной защитите интересов законопослушных граждан, государства и общества.