С обязательным уведомлением (П.Афанасиади, судья СМЭС Павлодарской области)

С обязательным уведомлением

 

П. Афанасиади,

судья СМЭС

Павлодарской области

 

С 1 января 2016 года введен в действие новый Закон «О государственных закупках», которым внесены некоторые изменения в процедуру госзакупок.

Так, в ст. 4 Закона указаны новые принципы государственных закупок: ответственность участников госзакупок; недопущение коррупционных проявлений; приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.

В ст. 6 Закона предусмотрено, что нарушения, связанные с участием в государственных закупках, могут быть установлены заказчиком, организатором госзакупок, единым организатором госзакупок, уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля на любой стадии осуществления госзакупок.

При этом уполномоченный орган либо орган государственного аудита и финансового контроля не позднее пяти рабочих дней со дня установления факта таких нарушений письменно, с приложением подтверждающих документов уведомляет об этом заказчика, если такой факт установлен после заключения договора о государственных закупках; организатора госзакупок, единого организатора, если такой факт установлен до заключения договора.

Прежний перечень реестров, которые ведет и формирует уполномоченный орган в сфере госзакупок, дополнен реестром квалифицированных потенциальных поставщиков, который представляет собой перечень потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям, предусмотренным в правилах формирования и ведения реестров в сфере госзакупок.

Реестр недобросовестных участников представляет собой перечень:

- поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которого заключен такой договор;

-  потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о госзакупках;

- поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам,

В случаях, указанных в пп. 1) и 3), заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства РК о госзакупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником. В таких случаях реестр недобросовестных участников госзакупок формируется на основании решений суда, вступивших в законную силу.

В случаях же уклонения от заключения договора потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), реестр недобросовестных участников формируется на основании решения уполномоченного органа. Ранее такие потенциальные поставщики признавались недобросовестными в судебном порядке. При этом решение о внесении потенциального поставщика или поставщика в реестр недобросовестных участников госзакупок может быть обжаловано им в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Изменена компетенция уполномоченного органа в области госзакупок. К его полномочиям относятся: утверждение правил осуществления госзакупок; принятие решений об отмене решений организатора, единого организатора, заказчиков и конкурсных комиссий, принятых с нарушением законодательства РК о госзакупках до заключения договоров.

В ст. 18 Закона определено, что контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках осуществляется уполномоченным органом.

Уполномоченный орган при выявлении в результате проведения контрольных мероприятий, в том числе камерального контроля, нарушения объектом контроля законодательства РК о госзакупках принимает следующие меры:

- направляет объекту контроля обязательные для исполнения предписание, уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

- обращается в суд с иском о признании недействительными вступивших в силу договоров, заключенных с нарушением законодательства о госзакупках, за исключением договоров, по которым обязательства исполнены надлежащим образом;

-  приостанавливает расходные операции по кодам и счетам объектов контроля, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объектов контроля в порядке, установленном законодательными актами РК.

В ст. 22 Закона предусмотрена процедура предварительного обсуждения проекта конкурсной документации. По результатам этой процедуры заказчиком принимается решение, которое может быть обжаловано в порядке, определенном Законом. Кроме того, уточнены основания для осуществления госзакупок способом запроса ценовых предложений. Так, применение этого способа не допускается при осуществлении госзакупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.

 

Следите за новостями zakon.kz в: