Аспекты применения квалификационных требований при проведении государственных закупок
Нурланов Б.К.
Судья СМЭС города Астаны
Как известно, Закон Республики Казахстан «О государственных закупках», применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: 1) услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам; 2) услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг; 3) услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов; 4) государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан; 5) внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц; 6) товаров, работ, услуг, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами; 7) товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа (статья 1 Закона).
При осуществлении указанной деятельности по проведению государственных закупок, заказчиками при подготовке проектов договоров о государственных закупках, в его приложениях (технической спецификации), устанавливаются определенные квалификационные требования к потенциальным поставщикам, таким например как доступ к государственным секретам, доступ к работе с определенными информационно-техническими системами и т.д.
В соответствие с положениями статьи 9 Закона, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;
3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;
4) обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;
5) наличие опыта работы.
При этом требование подпункта 5) настоящего пункта о наличии опыта работы, устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления государственных закупок.
Одновременно с изложенным, законодатель определяет, что не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, которые: 1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках; 2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг. (п.2 ст.9 Закона).
Пунктами 3-6 ст.9 Закона установлено, что потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок.
Квалификационные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
Наряду с указанными положениями, по предъявлению квалификационных требований имеются подлежащие учету изъятия, а именно, квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренные статьями 37, 38, подпунктом 2) пункта 2 и пунктом 3 статьи 39 и статьей 42 настоящего Закона.
Обращая внимание на нормы ст.ст. 37, 38 Закона, становится очевидным, что предъявление квалификационных требований не распространяется на закупки способом запроса ценовых предложений, которые проводятся на однородные товары, работы, услуги, при этом решающим условием является цена.
Аналогичные нормы отражены и в НП ВС РК по указанным вопросам.
Помимо прочего, подлежат учету и изъятия в части недопустимости предъявления квалификационных требований по государственным закупкам способом запроса ценовых предложений признанных несостоявшимися, государственным закупкам товаров через товарные биржи, а также по исчерпывающему перечню, указанному в п.3 ст.39 Закона.
В судебной практике встречаются иски о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, с которыми заключены договора о государственных закупках способом запроса ценовых предложений.
При этом, предметом договора является обслуживание и эксплуатация электронной пропускной системы в государственном органе «Услуги по сопровождению электронных карточек».
В технической спецификации указаны квалификационные требования, в том числе, доступ к государственным секретам, необходимое оборудование и материалы для исполнения обязательств по договору; доступ к системе контроля и управления доступом в здание (государственного учреждения) (СКУД), разработчиком и прежним эксплуатантом которого является третье лицо, не предоставившее такой доступ потенциальному поставщику.
При этом как усматривается, заказчиком не были приняты во внимание требования нормы п.3 ст.39 Закона, устанавливающего, что государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг.
Таким образом видно, изначально закупки были проведены с нарушением указанных положений способом запроса ценовых предложений, тогда как подлежали проведению способом из одного источника путем прямого заключения договора.
Действительно, согласно п.1 ст.24 Закона, заявка на участие в конкурсе является формой выражения согласия потенциального поставщика с требованиями и условиями, установленными конкурсной документацией, а также согласия потенциального поставщика на получение сведений о нем, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям и ограничениям, установленным статьей 6 настоящего Закона, а подписание договора влечет юридические последствия исполнения обязательств, в соответствие с его существенными условиями.
Вместе с тем, учитывая, что конкурс был объявлен и проведен с нарушениями закона, поставщик изначально был лишен реальной возможности его исполнения, поскольку соответствующего доступа в программному продукту у него не было, соответственно законных оснований для признания такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок не имеется.