Обеспечить прозрачность работы
Линара Сактаганова
Поправки в Земельный кодекс, вызвавшие широкий общественный резонанс, были обсуждены в ходе первого заседания Комиссии по земельной реформе.
Заседание состоялось под председательством первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева с участием членов Правительства, депутатов Парламента, представителей политических партий, неправительственного сектора, а также видных общественных деятелей и ученых.
Открывая работу заседания, Б. Сагинтаев обратился к собравшимся с призывом к активному участию в рассмотрении законодательных поправок, подчеркнув важность открытого и прозрачного формата работы.
- Мы должны тщательно обсудить ряд норм Земельного кодекса, который вызвал общественный резонанс. Но мы должны признать, что для развития сельского хозяйства земельная реформа необходима, - отметил спикер.
Говоря о задачах комиссии, он прежде всего отметил, что принятое решение комиссии не должно вызывать протест у народа. Тема обсуждения вызвала живые дискуссии среди членов комиссии, которые высказали самые различные мнения.
О нормах Земельного кодекса рассказал Министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов. Прежде всего он озвучил ряд проблем технологического характера в сельском хозяйстве. В 2012-2014 годах ведомством проведена работа по учету земель. Общая площадь территории Казахстана, по данным ведомства, составляет 272 млн. гектаров, в том числе земель сельхозназначения - 100,8 млн. гектаров.
По итогам учетных работ установлено, что более семи миллионов гектаров земли на сегодня не используется. По данным минсельхоза, динамика ввода земель из запаса очень слабая, 243 тыс. гектаров земли, пригодных для возделывания, до сих пор не используется.
- Десять лет назад у нас в запасе было 108 млн. гектаров, из них только восемь миллионов введено в сельскохозяйственный оборот. Ежегодно в среднем по 0,8 процента. Использование минеральных удобрений снизилось в четыре раза, органических - в 30 раз, - сообщил Министр.
По его словам, перечисленные факторы влияют на низкую продуктивность и низкий уровень дохода в данной отрасли, в этой связи в Земельный кодекс были внесены соответствующие поправки.
А. Мырзахметов пояснил, что норма по аренде земель иностранцами на срок 25 лет введена с начала 2015 года и действует уже полтора года. Однако за этот период документов о предоставлении земель в аренду иностранцам не поступало.
Он также особо подчеркнул, что земля иностранным гражданам продаваться не будет. Что касается процедуры оформления аренды, Кодексом запрещено нотариальное оформление сделок по приобретению иностранными компаниями и гражданами земли у резидентов Казахстана.
По словам главы ведомства, для иностранцев, желающих арендовать землю в Казахстане, предусмотрен порядок участия в конкурсе, а получение земли из вторичного оборота на рынке запрещено. Запрет наложен и на продажу в частную собственность земель, расположенных вблизи населенных пунктов, а также предназначенных для животноводства.
Между тем согласно новым законодательным поправкам для казахстанских фермеров предусмотрена 50-процентная скидка на покупку земли, а также рассрочка на десять лет.
Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев считает целесообразным проведение земельной реформы, в том числе и путем привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство Казахстана. В своем выступлении Министр остановился на основных экономических показателях в данной области. Он сообщил, что ряд показателей сельского хозяйства РК существенно ниже среднемировых. К примеру, доля импорта продуктов питания и напитков в общем потреблении составляет 25,6 процента. По его данным, производительность труда в сельском хозяйстве в десять раз ниже показателей стран ОЭСР, в два раза ниже показателя России и в 1,5 раза - показателя Беларуси.
- Все это - следствие низкого уровня привлечения инвестиций. Приток инвестиций в сельское хозяйство за последние десять лет составил всего 2,1 процента от суммы всех инвестиций. Поэтому земельная реформа - очень важная мера в целях привлечения инвестиций, - считает К. Бишимбаев.
В качестве примера он привел мировой опыт, отметив, что в таких странах, как Австралия, Канада нацелены на увеличение притока инвестиций, улучшение земельных ресурсов, повышение производительности в сельском хозяйстве и т.д.
Подводя итоги международной практики, он подчеркнул, что земельная реформа почти никогда не приводит к снижению производства, наоборот - к позитивным результатам.
- Согласно расчетам всемирно известной компании McKinsey, вовлечение в рыночный оборот 1,7 млн. га земель запаса приведет к дополнительному выпуску сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет на сумму 50 млрд. тенге. Расширение прав сельхозпроизводителей на владение и распоряжение землей позволит повысить продуктивность землепользования, что даст дополнительный экономический эффект на 80-110 млрд. тенге. Вовлечение дополнительной земли в сельскохозяйственный оборот даст рост инвестиций и дополнительный эффект от 120 до 150 млрд. тенге, - уточнил Министр национальной экономики.
По расчетам ведомства, введение в сельскохозяйственный оборот 1,7 млн. тенге создаст 26,5 тыс. рабочих мест. В целом он считает, что государству необходимо осуществлять приватизацию, но при этом соблюдать соответствующие нормы и требования.
С таким мнением солидарен депутат Сената Парламента Куаныш Айтаханов, который считает, что иностранных инвесторов необходимо активнее привлекать в сферу сельского хозяйства. При этом он предлагает обозначить арендаторам условия об обязательном задействовании в проектах казахстанской рабочей силы.
Некоторые участники заседания озвучили предложения о разработке требований к иностранным компаниям при сдаче им земли в аренду.
Главный редактор журнала «Жалын» Мухтар Шаханов выразил мнение о необходимости запрета в предоставлении иностранцам сельхозугодий.
- Если мы потеряем наши земли, мы потеряем все. Мы должны прекратить даже аренду земли. Если мы будем отдавать землю в аренду, то должны отдавать ее нашим казахстанцам, - отметил он.
Директор ТОО «Центр макроэкономических исследований» Олжас Худайбергенов считает, что в аренду земли следует предоставлять только тем странам, которые с Казахстаном не граничат. По его словам, нормы закона нуждаются в доработке.
- Текущая редакция законодательства предполагает, что иностранец не может купить земли, если его доля в ТОО или АО составляет 50 процентов. Я думаю, эту норму надо видоизменить и сделать так, чтобы любое участие иностранных граждан предполагало запрет на покупку, - считает он.
В рамках заседания участники рассмотрели ряд предложений касательно механизма решения нашумевших в обществе вопросов. По итогам первого заседания членами комиссии принято решение о создании нескольких рабочих групп по правовому, экономическому блокам, а также по разъяснительной работе и обеспечению прозрачности и транспарентности работы комиссии. По решению членов комиссии заседания будут проводиться на еженедельной основе до полного завершения работы. На втором заседании комиссии по земельной реформе на рассмотрение участников будут вынесены вопросы продажи земли гражданам Казахстана.