Рустем Сыздыков: Необходимо запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения в Казахстане

Произошедшее в Актобе могло произойти в любом другом регионе страны, ведь течение «салафия-ваххабия» распространено в Казахстане везде.
События в Актобе это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение, считает заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рустем Сыздыков и предлагает законодательно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения на территории Казахстана - Zakon.kz.

- Рустем Маликович, усилят ли события в Актобе исламофобию в Казахстане?

- Однозначно, в свете последних событий истерия по исламофобии получит новый виток. Анализ трендов показывает, что мировые и отечественные медиа ресурсы навязывают стереотип, что ислам – религия террора, хотя ислам является религией, призывающей к миролюбию и терпимости. К сожалению, действительность такова, что неосведомленные в религиозных вопросах слои населения будут судить об огромной общине традиционных мусульман по поступку группы людей, которые относят себя к исламу, но на самом деле являются последователями нетрадиционного радикального течения «салафия-ваххабия».

Некоторые граждане негативно относятся к внешним признакам религии ислам - наличие бороды, хиджаба и так далее, но смею заверить, это происходит лишь по причине отсутствия знаний основ традиционной религии.

- Что движет радикалами, чего они добивались?

- По имеющейся информации, буквально за несколько дней до теракта в Актобе в интернете появилось обращение от аль-Аднани - правой руки псевдохалифа аль-Багдади, призывающего вести «джихад» не только на территории Сирии и Ирака, но и при отсутствии возможности выезда за пределы своего государства - развязывать насильственные действия в странах проживания.

Подобные события происходят не впервые, в 2011-2012 годах серию терактов в Казахстане спровоцировали призывы радикальных салафитских лидеров, таких как Абу Мунзир аш-Шынкити (возможно виртуальный) и Абу Аниса - казахстанца, принимающего участие в боевых действиях против правящих режимов Сирии и Ирака. Этими молодыми людьми движут исключительно религиозные чувства и порывы, но они у них являются искаженными, ведь в процессе религиозно-идеологической обработки произошла полная идеологическая трансформация их сознания, подменены ценностные ориентиры, установлена ложная программа по скорому достижению «вечной жизни в Раю». После такой обработки, любой, даже самый образованный и интеллигентный человек пойдет на все ради «достижения Рая», вплоть до самоподрыва и убийства невинных людей. По их понятиям, это тот случай, когда цель оправдывает средства, они верят, что такими действиями приносят пользу обществу.

Вместе с тем, события в Актобе это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение. Поверьте, ничего особенного в актюбинском регионе нет, такое могло произойти в любом другом регионе страны, ведь течение «салафия-ваххабия» распространено по всему Казахстану без исключения.

- Неужто актюбинский регион ничем не отличается от других регионов?

- Абсолютно ничем. Там так же, как и в других областях распространены различные деструктивные организации, в том числе радикальное течение «салафия-ваххабия».

- Чего не достает для борьбы с радикализацией общества?

- Начну с того, что наше население в большинстве своем религиозно безграмотное, проявляет полнейший нигилизм по отношению к религиозному просвещению. А ведь каждый гражданин должен знать, в чем заключаются концепции традиционных религий и чем они отличаются от деструктивных течений.

Наряду с этим, многие религиозные деятели - религиоведы, исламоведы, политологи, разного рода эксперты - не обладают достаточно глубокими религиозными знаниями. Поэтому необходимо повышать религиоведческую грамотность населения, это поможет сформировать толерантное, миролюбивое, гуманное религиозное сознание и иммунитет против агрессивной радикальной идеологии деструктивных течений.

Во-вторых, по опыту ряда стран, нужно законодательно запретить деятельность таких течений. Так, еще в 1999 году в России, в частности в Дагестане вступил в силу закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на их территории. Через десять лет в Таджикистане Верховный суд признал деятельность религиозно-фундаменталистского течения «Салафия» незаконной и своим решением запретил ее деятельность на территории страны. Подобные законодательные акты имеются и в Чечне, Узбекистане, Ингушетии.

- Какие методы вербовки используют экстремисты и каков возрастной состав потенциальных радикалов?

- Социологический портрет потенциальных жертв идеологической обработки не меняется, это все те же молодые люди 17-30 лет, не имеющие основ религиозных знаний. Лидеры деструктивных течений преподносят им радикальную идеологию как абсолютную истину, причем в такой доступной форме, что все это воспринимается новобранцами без малейшей критики и сомнений. Происходит это путем искаженной интерпретации некоторых коранических аятов, которые вербовщики намеренно трактуют в радикальном формате салафитских ученых петрогосударств Персидского залива (Саудовская Аравия, Египет), чтобы сформировать у адептов неправильное вероубеждение (акида) и в последующем манипулировать сознанием ничего не подозревающих верующих.

Популярные казахстанские лидеры деструктивных псевдорелигиозных течений (ДПРТ) занимаются культурно-духовно-нравственной переориентацией своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых, таких как шейх Солих Фаузан, Усеймин течения «салафия-ваххабия». Искусственно популяризируя, динамично продвигая в религиозное сознание казахстанской молодежи ученых, функционирующих в идейных центрах стран Персидского залива, эти лидеры технологически осуществляют маргинализацию и последующую радикализацию представителей ДПРТ.

В свою очередь шейхи стран Персидского залива интерпретируют религиозные терминологии на свой лад, пропагандируют агрессивное отношение к светским законам, враждебность к правительству и неприязнь к государственной символике. Также призывают к выезду в зоны боевых действий и вступлению в бандформирования, целью которых, как известно, является ведение боевых действий против легитимных правящих режимов.

Искаженная буквальная интерпретация религиозной терминологии приводит к полной идеологической трансформации сознания верующих в вопросах акиды, разделения таухида, имана и деяний, куфра, мазхаба, масих и ширка, что в свою очередь приводит к полному отрицанию истории и опыта мусульманства казахского народа, равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности, к обвинению в неверии (куфре) традиционных мусульман Казахстана, порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское средневековье.

- На что должны обращать внимание родители, чтобы не допустить радикализации своих детей?

- На то, когда ребенок начинает меняться как ментально, так и внешне. Когда в его речи появляются новые слова религиозного смысла. В целом неплохие слова, но часто повторяющиеся. Когда они начинают отращивать бороду, укорачивать брюки или кутаться в черное. Когда перестают проводить по лицу руками после молитвы или приема пищи, как это принято в нашем традиционном исламе и казахскими национальными обычаями. Когда начинают говорить, что смотреть телевизор – это харам, то есть грех, что нельзя учиться в светских учебных заведениях, что это кафирское учение, не нужное. Это все является признаками того, что ваш ребенок отходит от национальных моральных и религиозных традиций. А происходит это потому, что родные сами зачастую не знают основ традиционной религии. Поэтому нужно и самим быть религиозно грамотными и постоянно следить, где, от кого и какую религиозную информацию получают ваши дети.

- После терактов в Актобе уже в жесткой форме начал обсуждаться вопрос запрета салафизма в Казахстане. Как вы это расцениваете?

- Давайте для начала поясним, что такое традиционный ислам и что такое исламистский радикализм.

Традиционный ислам для казахстанских мусульман это та форма, которая исторически была принята нашим коренным народом, стала частью его национальной культуры, традиций, самосознания и мировоззрения, которая проповедует мирное сосуществование с представителями других религий, патриотизм и не ставит перед собой цели изменить политическое устройство страны.

Исламистский радикализм – совокупность проявлений крайних религиозных взглядов и противоправных действий, которые прикрывают и оправдывают извращенным вероучением. Радикалы, выступающие за изменение существующего государственного строя, манипулируют религиозными чувствами рядовых мусульман, жестко противопоставляя себя «неверным». Это исламистский радикализм.

Радикализация сознания происходит в два этапа. Первый – маргинализация, идеологическая религиозно-культурная трансформация, подмена ценностных ориентиров, идеологическая переориентация своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых течения «салафия-ваххабия».

Маргинализация является первопричиной джихадизма и радикализма. Вспомним казахстанскую молодежь, которая на рубеже 2000-х годов воспитывалась на проповедях «умеренных» проповедников. Так вот, они оказались наиболее склонными к насильственным действиям и радикальным решениям.

Мирная ипостась ваххабитов-салафитов - это лишь начальный этап маргинализации и радикализации. Мировые религиозные эксперты по радикализации считают представителей «умеренных» салафитов завтрашними крайними радикалами. Данный феномен наблюдается повсеместно, когда умеренный салафит в дальнейшем становится агрессивным радикалом, способным на терроризм и насильственные действия.

Из бесед представителей ДУМК с родителями уехавших салафитов выяснилось, что они никоим образом не относились к крайним радикалам. Напротив, были умеренными, можно даже сказать, мирными салафитами-ваххабитами.

Второй этап радикализации – призыв к насильственным действиям, террору. Радикальные лидеры течения «салафия-ваххабия» открыто декларируют о необходимости для каждого мусульманина принимать участие в «джихаде», а некоторые из них напрямую призывают совершать его в своих странах.

- Как искоренить распространение столь опасных радикальных идеологий в Казахстане?

- Для этого нужно в законодательном порядке запретить деятельность не только течения «салафия-ваххабия», но и всех нетрадиционных деструктивных вероучений на территории Казахстана - нурсистов, сулейманистов, гюлленистов, коранитов, ахмадитов, псевдосуфии, неопротестантские течения и так далее.

Торгын Нурсеитова
(продолжение следует)

Следите за новостями zakon.kz в: