(Продолжение. Начало здесь.) Сегодня, когда терроризм не обходит стороной и Казахстан, очевидно, какой вред национальной идентичности нашего народа принесли зарубежные миссионеры «чистого ислама». По мнению заместителя председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», члена РИПГ при ДУМК Рустема Сыздыкова, нам еще долго придется пожинать плоды их деятельности в нашей стране - Zakon.kz.
- Рустем Маликович, что такое салафизм-ваххабизм по своей сути?
- Исходя из заключений авторитетных мировых экспертов, это агрессивное практическое руководство к действию, опирающееся на культ насилия, примитивизация мировоззрения, упрощение понятийного аппарата, создание краткого цитатника, вырванных из контекста фраз священных текстов. Все это сделало салафизм-ваххабизм доступным для широких слоев населения. Получился суррогат религии, отличное орудие манипуляции сознанием людей, некий новый продукт, замешанный на религиозно-политических конструкциях.
Ваххабизм и салафизм - слова синонимы, как, например, нацизм и гитлеризм. Нацизм - это идеология, гитлеризм - название явления по фамилии человека, который эту идеологию претворял в жизнь. В нашем случае салафизм есть идеология, а термин «ваххабизм» произошел от имени человека, который эту идеологию претворял в жизнь - Мухаммада Абд аль-Ваххаба. Будучи международной, эта идеология в одних случаях действует как чисто религиозная и, спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Казахстане, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводят уроки арабского языка, благотворительные акции. Затем образуют «спящие ячейки», а то и просто остаются индивидуальными «спящими моджахедами», которым власти из-за отсутствия законодательной базы не могут предъявить никаких обвинений. Но в определенный момент они используются в ведении боевых или подрывных действий на возникающих то тут, то там фронтах «глобального джихада».
События в Актобе стали поводом для аналитических высказываний со стороны различных казахстанских экспертов, среди которых явно прослеживаются неравнодушные апологеты салафизма-ваххабизма, которые своей псевдонаучной риторикой пытаются дифференцировать течение «салафия-ваххабия» на умеренных, миролюбивых пацифистов и радикалов. В своих заявлениях они обеляют своих «умеренных» протеже, а всю вину, конечно же, взваливают на плечи так называемых радикалов – такфиритов и хариджитов.
Вместе с тем, будучи экспертами, советниками уполномоченных органов в сфере религии, они технологически намеренно подвергают дезориентации руководителей этих органов при выработке стратегических и тактических задач по эффективному противодействию религиозному терроризму и экстремизму.
- К чему это может привести?
- Все это основная причина того, что сегодня казахстанские религиоведы, теологи и другие деятели, уполномоченные госорганы проводят борьбу лишь с последствиями, так и не найдя источники проблемы непосредственно самой маргинализации – идеологической обработки. Такие подходы в борьбе с терроризмом не работают на опережение и проведение анализа потенциальных угроз безопасности Казахстана на стадии их зарождения. А ведь глава государства не раз говорил, что для эффективной борьбы с религиозно мотивированными терроризмом и экстремизмом необходимо ликвидировать их идеологическую основу.
После событий 2011-2012 годов муфтиятовская интеллигенция не раз предупреждала субъекты профилактики религиозного терроризма и экстремизма, что разделение салафитов-ваххабитов на умеренных и радикалов является ошибочным, оно отсутствует в научном дискурсе и может повлечь за собой цепь тяжелых для общества и государства последствий. Однако в свое время они не были услышаны.
- Есть мнение, что потенциальные радикалы не читают традиционных исламских книг, не слушают, игнорируют имамов и не считают себя приверженцами псевдорелигиозных течений, а, наоборот, считают себя правыми. Как достучаться до них? Как сделать, чтобы служители нашего духовенства, а не зарубежные проповедники стали для них авторитетом?
- Мировые лидеры деструктивных радикальных течений прилагают огромные усилия для того, чтобы очернить в глазах своих адептов представителей официальной духовной власти, их учение, литературу и так далее. У них под строжайшим запретом находится все, что касается сотрудников официального духовенства, их проповеди, книги, брошюры, уроки, собрания… Своим последователям лидеры радикальных течений преподносят их как заблудших нововведенцев, грешников и чуть ли не прислужников сатаны. При таком раскладе получается, что только они, лидеры радикальных течений, следуют прямому пути, пути истины.
Чтобы противостоять им, представителям духовной сферы необходимо повысить уровень религиозной, правовой, исторической грамотности, это позволит парировать в научном дискурсе любые попытки лидеров деструктивных течений оспорить постулаты традиционного ислама.
Надо признать, проблема салафизма-ваххабизма в Казахстане никуда не делась, она просто ушла вглубь, затаилась, перешла в другую форму. Радикальным исламистам было предложено не позиционировать себя как салафитов-ваххабитов, ибо это не будет воспринято благожелательно. Сам термин «салафизм-ваххабизм» исчез из риторики некоторых религиозных «экспертов» и официальных лиц. Можно критиковать таблиги жамагат, а салафитов-ваххабитов – нет. А такие проблемы, как правило, имеют свойство выстреливать.
Салафиты-ваххабиты начинают маскироваться под ханафитов, то есть мусульман-традиционалистов, но идеологические убеждения у них остаются теми же самыми. Некоторые лидеры салафитов-ваххабитов прекрасно трансформировались в ханафитов-матрудитов, и теперь являются «компетентными» специалистами общественных объединений, осуществляющих профилактические мероприятия по противодействию религиозно мотивированному экстремизму и терроризму. Вот уж точно пустили козла в огород…
- Чем опасно зарубежное религиозное влияние на практикующих казахстанских мусульман?
- Любое зарубежное религиозное влияние на казахстанских мусульман есть изначально опасное явление, поскольку происходит духовно-политическая переориентация казахстанцев на иностранных проповедников и заграничные религиозные центры, что стратегически несет угрозу безопасности государства. Казахстанские мусульмане должны ориентироваться на мечети Астаны, Алматы, но никак не на Москву, Эр-Рияд или Анкару. Практика показывает, что те граждане, которые отбывают наказание в местах лишения свободы по статьям, предусматривающим экстремизм, терроризм, а также выехавшие в места боевых действий - исключительно носители идеологии салафизма-ваххабизма. Уж поверьте, среди них нет ни одного приверженца традиционного ислама ханафитского мазхаба.
В целях сохранения межконфессионального и внутриконфессионального гражданского согласия, политической и социальной стабильности государства, населению страны необходимо следовать политике главы государства. Как известно, наш Президент все решения религиозных вопросов делегировал ДУМК (муфтият РК). В священном Коране Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаһу, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас…» (ан-Ниса: 59). Обладающим влиянием среди нас, казахстанцев, безусловно, является глава государства Нурсултан Назарбаев. В свою очередь глава государства говорит: «Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана».
- Вывод: мы, мусульмане Казахстана, должны подчиняться своему Президенту во всех вопросах без исключения, а в религиозных вопросах следовать за муфтиятом?!
- Совершенно верно. Ведь у каждого народа есть свой президент и свой муфтият. К примеру, в Королевстве Саудовской Аравии есть свой король и свой муфтият. В Турции свой президент и свой и муфтият, в Пакистане и Индии свои президенты и свои муфтияты и т.д. И население данных стран следуют за своим президентом и муфтиятом. А у нас в объективной реальности получается, что часть практикующих религиозные обряды мусульман, в религиозных (политических) вопросах следуют не за президентом и муфтиятом, а за религиозными экстремистскими учеными Королевства Саудовской Аравии, Турции, Пакистана, Индии… Это и есть генезисная причина маргинализации и последующей радикализации части мусульман.
Псевдоханафиты в лице салафитов-ваххабитов в вопросах вероучения являются антагонистами величайших ученых ханафитского мазхаба, призывавших подчиняться главе государства. Салафиты-ваххабиты не следуют ханафитскому мазхабу, однако при этом пытаются сформировать общественное мнение, мол, они «мирные» «гуманные» «ханафиты», не выступающие против политики Президента.
К сожалению, приходится констатировать, что естественный духовный порыв мусульманского населения к своей религии был использован приверженцами ДПРТ из зарубежных стран, ставивших перед собой цель духовно переориентировать часть казахстанских мусульман на зарубежные религиозные центры. Подобные политические цели в долгосрочной перспективе должны были привести к превращению части мусульман Казахстана в «пятую колонну» в собственной стране и включить эту территорию в глобальный геополитический передел Евразии.
Резюмируя сказанное, хотел бы отметить, что зарубежные проповедники в Казахстане, пик деятельности которых пришелся на конец ХХ - начало ХХI века, являлись проводниками нетрадиционных для казахского народа течений зарубежного ислама радикального толка. Проникшие в Казахстан под видом врачей (Раббани), преподавателей арабского языка, авторитетных ученых-богословов (Ш. Аляутдинов, Э. Кулиев, А. Ниязи, В. Порохова и др.), финансируемые зарубежными благотворительными фондами, иностранные миссионеры стали основной причиной распространения религиозного радикализма среди казахской молодежи. Сегодня, когда терроризм не обходит стороной и Казахстан, очевидно, какой вред национальной идентичности нашего народа принесли зарубежные миссионеры «чистого ислама». Нам еще долго придется пожинать плоды их деятельности в нашей стране…
Торгын Нурсеитова