Насколько законны осмотр и досмотр посетителей при посещении здания суда (Айтбаев С.М., адвокат)

Насколько законны осмотр и досмотр посетителей при посещении здания суда

 

Совместным приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) от 3 мая 2016 года № 6001-16-7-6/183 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 мая 2016 года № 489 были утверждены Правила по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов для посетителей на территории и в зданиях Верховного Суда Республики Казахстан, местных судов Республики Казахстан, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) и его территориальных органов (далее - Правила).

По моему мнению, данные Правила противоречат действующему законодательству Республики Казахстан в части осмотра и досмотра посетителей по следующим основаниям.

Согласно пунктам 22 - 24 Правил при входе в здания судов может осуществляться технический контроль, визуальный осмотр и досмотр.

Под техническим контролем понимаются использование специального оборудования и технических средств контроля. В случае срабатывания специальных технических средств контроля сотрудник УССО предлагает лицу предъявить вещи для визуального осмотра.

В случаях, когда технический контроль с использованием специальных средств не возможен по причине выхода из строя (либо их отсутствия) указанных средств, посетитель самостоятельно предъявляет в открытом виде ручную кладь (сумки, портфели, пакеты, барсетки и т.п.) сотруднику УССО для визуального осмотра.

При наличии достаточных оснований полагать, что в вещах посетителя имеются запрещенные для проноса предметы, проводится наружный досмотр. Наружный досмотр проводится сотрудниками УССО одного пола с досматриваемым лицом в отдельном помещении и в присутствии двух понятых того же пола, при этом, действия сотрудника УССО при проведении личного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство досматриваемого лица.

Давайте рассмотрим, что понимается под «визуальным осмотром» в законодательстве Казахстана.

 

Статья 211 Гражданского процессуального кодекса «Осмотр на месте».

Документы и вещественные доказательства, которые затруднительно представить или они не могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения. О производстве осмотра на месте суд выносит определение, которое заносится в протокол судебного заседания. О времени и месте осмотра извещаются лица, участвующие в деле, их представители, однако их неявка не препятствует производству осмотра. В необходимых случаях также вызываются эксперты, специалисты и свидетели.

То есть по гражданскому процессуальному законодательству осмотр производится только документов и вещественных доказательств.

 

Статья 219 Уголовно-процессуального кодекса «Осмотр».

С целью обнаружения и выявления следов уголовного правонарушения и иных материальных объектов, выяснения обстановки происшествия и установления обстоятельств, имеющих значение для дела, лицо, осуществляющее досудебное расследование, производит осмотр местности, помещений, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных. Указания лица, осуществляющего осмотр, обязательны для всех участников этого следственного действия.

То есть по уголовному процессуальному законодательству осмотр производится с целью обнаружения и выявления следов уголовного правонарушения, установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. При этом согласно ч.5 ст. 220 УПК РК осмотр производится с применением научно-технических средств (не средств технического контроля!) хода и результатов, а в случае, предусмотренном частями 13 и 14 этой статьи с обязательным участием понятых.

 

Статья 793 Кодекса РК об административных правонарушения «Осмотр».

Осмотр, то есть визуальное обследование транспортного средства, местности, предметов, товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан, а также перемещаемых по территории Республики Казахстан, документов, живых лиц, производится с целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении. Осмотр может проводиться до возбуждения дела об административном правонарушении.

То есть по административному законодательству осмотр производится с целью выявления следов административного правонарушения.

 

Таким образом, «визуальный осмотр» не предусмотрен законодательством Казахстана.

 

В каких случаях может проводиться «наружный досмотр» лица?

Согласно ст. 6 Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»

- органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств при обеспечении пропускного режима на объектах, подлежащих государственной охране;

- органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право:

а) производить при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий досмотр физических лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств, не допускать в места их проведения лиц и транспортные средства с запрещенными предметами и вещами;

б) задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;

в) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 20 Гражданского процессуального кодекса в целях обеспечения безопасности судьи и присутствующих в зале судебного заседания граждан допускает личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей по распоряжению председательствующего в суде.

Таким образом, досмотр (не визуальный осмотр и не наружный досмотр) допускается только:

а) по распоряжению судьи;

б) только лиц, желающих присутствовать при данном разбирательстве дела.

 

В этой связи, полагаю, имеются противоречия между нормами ГПК, Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и Правилами.

Хотелось бы отдельно отметить, что Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» не предусмотрены такие процедуры, как технический контроль, визуальный осмотр и наружный досмотр.

Статья 791 Кодекса РК об административных правонарушения допускает личный (не наружный) досмотр, под которым понимается принудительное обследование тела человека и его одежды в целях выявления и предупреждения правонарушений, обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения либо предметом административного правонарушения. При этом личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производятся только уполномоченными должностными лицами, перечень которых определен в статье 787 данного Кодекса и является исчерпывающим. Производство указанных мер другими лицами запрещается и влечет ответственность, предусмотренную законом.

Уголовно-процессуальный кодекс не содержит такого понятия как досмотр, в нем есть другое понятие - «личный обыск».

Согласно статьи 132 УПК РК лицо, осуществляющее задержание, вправе с соблюдением правил, предусмотренных статьей 255 УПК, незамедлительно произвести личный обыск задержанного в случаях, когда есть основания полагать, что он имеет при себе оружие либо предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, или запрещенные к обращению и иные предметы, которые могут быть использованы в доказывании, либо он попытается освободиться от доказательств, изобличающих его в совершении уголовного правонарушения, или в иных необходимых случаях.

В соответствии со статьей 255 УПК РК при наличии оснований, предусмотренных статьей 252, и с соблюдением требований статьи 254 УПК лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе произвести личный обыск в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, находящихся на теле или внутри тела обыскиваемого, в его одежде и имеющихся при нем вещах. Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и с участием понятых и специалистов того же пола.

 

Специально хотелось бы отметить, что визуальный осмотр и досмотр адвокатов, как участников процесса и как посетителей суда, противоречит ст. 17 Закона РК «Об адвокатской деятельности», согласно которой адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке.

Поскольку Правила являются производным нормативным правовым актом, то полагаю необходимо внести в Правила соответствующие изменения в целях их приведения в соответствие с законодательством Республики Казахстан.

 

Адвокат Айтбаев С.М.

helpme@advok.kz

8-707-835-33-11

 

Следите за новостями zakon.kz в: