Террористы, совершающие свои злодеяния под флагом религии, не имеют никакого отношения к Богу. Подлинное жизненное назначение человека – исполнить волю Бога. А Бог не может толкать человека на самоубийственный путь. Это дьявол делает. Об этом и другом, пожалуйста, читайте в интервью Управляющего делами Православной Церкви Казахстана Епископа Каскеленского Геннадия специально для Zakon.kz.
- Многоуважаемый Епископ, в чем, по-вашему, кроется подлинная причина трагических событий в Актобе, что послужило поводом для активной организации подполья боевиков?
- Сказать, что православные верующие взволнованы и потрясены случившимся в Актобе, значит, не сказать ничего. Произошедший террористический акт - большая трагедия для всей страны, и не только в силу того, что погибли ни в чем неповинные люди. Перед нами как бы приоткрылась некая завеса. Вдруг стало ясно: наряду с традиционной религией ислам, приверженцами которой является большинство наших сограждан; религией, которая предстает перед нами в виде красавиц-мечетей, которых так много построено в годы независимости, в проповедях имамов, многие из которых хорошо знакомы и дружны с христианским духовенством, в замечательных традициях религиозных праздников и обычаев, которые украшают нашу жизнь - наряду со всем этим где-то в глубине, подпольно, существует и развивается совсем другое направление, абсолютно чуждое традиционному исламу. Оно пропитано человеконенавистнической идеологией, способно нести только горе и страдание, стать источником потрясений для общества и государства.
Некоторые прихожане говорили мне, что их не покидает ощущение присутствия какого-то пришедшего в движение «шевелящегося хаоса», который может в любой момент вырваться наружу, в Актобе словно бы приоткрылись «черные ворота Мордора». Я успокаиваю, это ощущение непременно пройдет, народ Казахстана никогда невозможно сбить с избранного пути, экстремизм здесь не приживется. Наш народ имеет вековую, тысячелетнюю традицию дружбы и взаимного уважения, иммунитет к проявлениям ненависти и вражды на религиозной почве.
Случившееся – не только трагедия людей, потерявших своих близких – военнослужащих и случайно пострадавших мирных жителей. Прежде всего, это трагедия самих доморощенных террористов. Ну как же нужно было заморочить голову этим молодым людям! Почему мы, взрослые, не уберегли их от влияния деструктивной пропаганды так называемых виртуальных муфтиев? Почему их сердце не было увлечено прекрасными идеалами любви, дружбы, созидания, но оказалось переполнено ненавистью? И следует задаться вопросом, что же делать, чтобы уберечь другие молодые души от таких самоубийственных шагов, предотвратить новые жертвы?
Мне кажется, нет простого ответа на вопрос, в чем причина трагических событий в Актобе. Здесь целый комплекс причин. Необходимо внимательно разобраться и сделать соответствующие выводы. Хотел бы выразить надежду, что материалы процесса будут доступны, открыты. В психологии этой бандитской группы следует разобраться многим - правоохранительным органам, законодателям, представителям педагогической общественности, психологам, религиоведам, религиозным деятелям. У каждого из представителей общественности свои вопросы, и на все нужно дать исчерпывающие ответы.
- Тянут ли, на ваш взгляд, участники актюбинских событий на радикальную группу?
- Мы не можем предвосхищать выводы следствия, но, похоже, это бандитское нападение не было тщательно спланированным. Бандиты были нейтрализованы достаточно быстро. Надежно сработали и правоохранительные органы. Напрашивается вывод, что террористы представляли собой группу молодых такфиритов и выступили спонтанно. Пресловутое ИГИЛ за данный теракт на себя ответственность не взяло.
Однако то обстоятельство, что напавшие на оружейные магазины, захватившие рейсовый автобус и пытавшиеся завладеть оружием в казармах молодые люди действовали сами по себе, а не исполняли конкретное задание какого-то террористического центра, конечно же, мало утешает. Означает это обстоятельство только одно: в определенных слоях нашей исламской молодежи существует почва для насаждения и распространения радикальных учений. Сердца таких молодых людей откликаются на пропаганду экстремизма и терроризма из-за рубежа, поддаются на вербовку в социальных сетях, не воспринимают проповедь традиционного миролюбивого ислама, остаются чуждыми к подлинной культуре, образованию, глухи к целям и задачам государственного и общественного строительства, лишены простых жизненных радостей и увлечений, свойственных большинству. Разве это не трагедия?
- Как вы думаете, кому нужна раскачка темы нестабильности, угрозы терроризма, экстремизма в Казахстане? Кто имеет к этому отношение?
- Убежден, что в самом казахстанском обществе нет и не может быть сил, представляющих хоть какую-то значимость, и которым было бы выгодно сознательно раскачивать обстановку. Особенно в настоящее время, когда всем памятны трагические события Киевского Майдана, кровопролитие на Донбассе. Нашей стране потрясения не нужны. Миролюбивый характер казахстанцев решительно противится насилию.
Зараза терроризма занесена к нам извне. Но беда в том, что информационные технологии XXI века зачастую стирают границы между государствами. А молодой человек зачастую просто живет в интернете, и в таком случае для него еще и стирается грань между реальным и виртуальным миром. Друзья в Фейсбуке, которых он живыми ни разу не видел, тем не менее, реальнее для него, чем однокурсники и соседи, общение с которыми не настолько интересно.
Для подростка, остро реагирующего на несправедливость и неустроенность окружающего мира, слово виртуального проповедника, умело эксплуатирующего присущие молодости идеализм и решительность, зачастую бывает очень желанно. Не имея жизненного опыта, не будучи нравственно утвержденным, лишенный элементарных знаний об отческой религиозной традиции, молодой человек откликается на простую и примитивную пропаганду лжеучителей. В наш век настоящая война развернулась в Интернете, а подлинное поле брани – социальные сети, чаты и так далее…
- Что представляют собой приверженцы радикальных нетрадиционных религиозных течений, в чьих интересах они действуют?
- Часто можно услышать фразу: «У террористов нет религии». Этот лозунг хорош на митингах, когда нужно воздействовать на собравшихся с целью пробудить у них стойкое отвращение к религиозному экстремизму, но он не верен при ближайшем рассмотрении. Конечно, террористы, совершающие свои злодеяния под флагом религии, не имеют никакого отношения к Богу. Ведь их представления о Боге, который повелевает убивать, уничтожать, нести смерть и разрушение – абсолютная клевета на Божество. Бог есть Бог мира и добра, а не злобы и ненависти.
Однако разве террорист не молится? Разве у смертника, взрывающего себя вместе с неверными, нет представления о том, что он попадает в рай? У террористов есть религия. Пусть это извращенная религия, но это – одна из форм религии. Не признавать данного обстоятельства, значит уходить прочь от решения проблемы. Каждый из террористов имеет вполне сформировавшийся комплекс религиозных убеждений. И именно религиозная идеология – можно называть ее псевдорелигиозной, фанатизмом, как хотите, - но именно она дает террористу решимость в его безумных злодеяниях. А значит, понятен магистральный путь противостояния экстремизму и терроризму - он на путях богословия, толкования Корана, хадисов, в теологических дискуссиях. Терроризм - он, прежде всего, в головах и душах. И профилактика экстремистских воззрений возможна, прежде всего, через слово убеждения и наставления.
Бог дал каждому человеку универсальное средство распознавать добро и зло. Это – голос совести. Совесть – это голос Бога! Его и надо слушать в первую очередь. Последователь религиозного учения в своих поступках руководствуется еще и священными текстами, канонизированными в его традиции. Но проблема состоит в том, что любой текст живет только в определенной своей интерпретации. Всегда есть трудности в понимании древних текстов, в том числе, Библии, Корана.
Представим ситуацию: смертник взрывает себя в общественном месте, принося смерть и горе ни в чем неповинным людям. Разве не очевидно, что совесть решительно противится этому злодейству? Чем же руководствуется террорист? А он руководствуется, как он полагает, священным текстом. Но если его понимание текста противоречит голосу совести, значит, неверно его понимание текста, значит, что-то не так с текстом. Распространение терроризма под флагом религии – вызов для авторитетных богословов. Им нужно со священным текстом Корана в руках найти простые доходчивые слова, чтобы отвратить от этого пути людей, особенно молодых людей.
- Какие опасные радикальные идеологии присутствуют в Казахстане и как остановить их распространение?
- Я не являюсь специалистом в области богословия ислама, и с моей стороны было бы некорректно давать оценки, советы и рекомендации в деятельности исламской уммы. Но я готов высказать тезис, сформулированный еще в XIX веке митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), одним из наиболее выдающихся иерархов Русской Православной Церкви за всю ее тысячелетнюю историю: «Люди тогда вступают на беззаконный путь, когда плохо устроен путь законный». Я убежден, что серьезное религиоведческое и теологическое образование в области традиционных религий в сочетании с глубоким изучением культуры всех народов, населяющих Казахстан – вот подлинное лекарство против экстремизма. Не могу себе представить, чтобы юноша, хорошо знакомый с творениями Абая, Шакарима, Пушкина, Достоевского, Шекспира, загорелся бы идеей уничтожения неверной части человечества.
С удовлетворением хотел бы констатировать, что готов и проходит апробацию в различных школах новый учебно-методический комплекс предмета «Светскость и основы религиоведения», который с нынешней осени будут преподавать в 9-х классах общеобразовательных школ. Нужно обязательно предусмотреть в рамках этого курса и практическое знакомство учащихся с традициями людей разных религиозных культур. Толерантность и взаимное уважение необходимо прививать всем нашим гражданам с молоком матери. Только в этом залог будущей общественной стабильности и процветания страны.
Другой важной задачей является изживание негативных явлений в обществе, таких как коррупция и социальная несправедливость. Молодежь чутко реагирует на несоответствие слов делу, ярких патриотических лозунгов и рутины повседневных острых проблем. Молодежь всегда жаждет правды и готова противостоять неправде. К сожалению, эту энергию и страсть молодого сердца легко направить в деструктивное русло. На молодежь делали ставку наиболее радикальные революционеры прошлого столетия, например, троцкисты. На подростков сегодня во многом ориентирована проповедь религиозных радикалов.
- Допускаете ли вы в будущем возможность использования в подрывных акциях женщин и подростков?
- Не хотелось бы думать о таких вещах. Уверен, что все в наших руках. Терроризму необходимо противостоять единым фронтом, привлекая для противодействия этому злу все здоровые общественные силы. О подростках мы уже говорили. Женщины, как и подростки, являются наиболее незащищенной с точки зрения пропаганды экстремизма группой населения. Особенно в том случае, если молодая супруга внезапно теряет мужа-кормильца. Тут же она становится объектом для целенаправленной работы пропагандистов радикальных воззрений и поддается этой пропаганде легче, чем представители сильного пола.
В трудную минуту жизни человеку необходимо оказать поддержку, протянуть руку помощи. Нужно учиться быть внимательным к окружающим, особенно, к подросткам и женщинам. Если мы не сумеем окружить их заботой и попечением в критический момент жизни, то за нас это сделают недобросовестные и злонамеренные люди. Некоторые озлобляются, когда сталкиваются с равнодушием и черствостью государственных чиновников, начальствующих, соседей. Вот на почве этой озлобленности и может родиться тяга к экстремистским поступкам.
- Почему подавляющая часть радикальных течений - казахская молодежь из села?
- Думаю, здесь имеет значение еще одна проблема общества – отсутствие широкого доступа к социальным лифтам. Телевидение и интернет делают разрушительное дело еще и вот в каком смысле: дети и подростки глухого аула видят на экране красивую и беззаботную жизнь, которую пропагандируют в различных сериалах, ток-шоу, развлекательных программах. Им показывают яркий, расписной, привлекательный пряник, но ничего не говорят о труде, который необходимо затратить, чтобы заработать на этот пряник.
А парню из деревни захотелось жить так же, как живут эти красивые люди в телевизоре. И он остро переживают свою неспособность вырваться из существующего порядка и приобщиться к той, виртуальной, красивой и богатой жизни. Вступление в террористическую организацию дает иллюзию возможности изменить свое будущее. Молодой человек рассуждает: я или возьму от жизни все, с оружием в руках заслужу себе признание, известность, материальный достаток, или погибну, но погибну не зря, за идею. Эту порочную логику необходимо разорвать. Нужно объяснить начинающему боевику, что подлинное жизненное назначение человека – исполнить волю Бога. А Бог не может толкать человека на самоубийственный путь. Это дьявол делает.
Кроме того, в каждом селе любой подросток должен быть уверен: если он будет усердно учиться, совершенствоваться в избранной профессии, то непременно достигнет успеха.
В современном Казахстане немало сделано для того, чтобы обеспечить возможность образования и профессиональной подготовки для каждого. Но в этом отношении еще предстоит много поработать. Посмотрите на мировой опыт. В работе с молодежью большую помощь оказывают спортивные клубы, детские организации скаутского типа, творческие коллективы. Детей нужно отвлекать от неконтролируемого общения в интернете, вовлекая в групповую полезную деятельность.
Я убежденный сторонник скаутского метода. Это гениальный метод. Для воспитания детей и молодежи в мире лучше ничего не придумано. Даже советская пионерия брала на вооружение скаутский метод. Создать в республике мощную скаутскую организацию совсем не сложно. Для этого нужно минимум затрат – только добрая воля руководителей государства и несколько скаутских лидеров.
Торгын Нурсеитова
(продолжение следует)