Исключительное право (З.Сатхожина, заместитель руководителя Департамента юстиции г. Алматы)

Исключительное право

 

Зауреш Сатхожина,

заместитель руководителя

Департамента юстиции г. Алматы

 

С начала 2016 года отделом по правам интеллектуальной собственности Департамента юстиции г. Алматы проведено 12 внеплановых проверок по вопросам незаконного использования товарных знаков.

По результатам данных проверок 12 административных дел направлены в СМАС г. Алматы по ст. 158 КоАП РК. По итогам их рассмотрения наложены административные взыскания в виде штрафов на общую сумму 1 039 290 тенге.

Вопросы защиты прав на товарные знаки имеют особое значение. В условиях рыночной экономики для успешного развития бизнеса предприниматели создают различные обозначения (логотипы, торговые марки), которые индивидуализируют производимые ими товары и оказываемые услуги. Такие обозначения принято считать товарными знаками (знаками обслуживания), являющимися объектами интеллектуальной собственности.

Существуют синонимы товарного знака (знака обслуживания): торговая или товарная марка, торговый знак, логотип, эмблема, слоган, бренд. По своей сути товарный знак и знак обслуживания - одно и то же, разница лишь в том, что товарный знак регистрируется для товаров, а знак обслуживания - для услуг. Товарный знак способен отличать товары, а знак обслуживания - услуги одних юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от аналогичных услуг других лиц, представленных на рынке в одном сегменте.

Любой товар или услуга у потребителя ассоциируется с конкретным обозначением, а обозначение, в свою очередь, с конкретной фирмой. Для того чтобы выделить свою продукцию или услуги на рынке, необходимо разработать яркий, легко запоминающийся товарный знак (знак обслуживания) и, соответственно, производить товары и оказывать услуги высокого качества, чтобы потребитель визуально выделял именно те товары и услуги, которые вызывают доверие и в качестве которых он уверен. Как правило, потребитель предпочитает товар, выпускаемый под известным товарным знаком, который зарекомендовал себя на рынке.

Товарный знак может быть размещен на товаре, упаковке, этикетке, вывесках, в рекламе, в Интернете, а также в доменном имени. Он может быть изображен в любом цвете или сочетании цветов и быть словесным (т.е. слово, сочетание букв, словосочетание, предложение), изобразительным (изображения предметов, людей, животных, растений, символы, фигуры различных форм, линии и т.п.), объемным (т.е. трехмерное изображение), комбинированным (т.е. сочетающим в себе несколько видов оформления), а также звуковым, обонятельным, вкусовым, тактильным, световым, голографическим и пр.

В условиях большой конкуренции, чтобы защитить свой товарный знак (знак обслуживания), его необходимо зарегистрировать в уполномоченном органе - Департаменте по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК после прохождения экспертизы в Национальном институте интеллектуальной собственности. Тем самым владелец товарного знака (знака обслуживания) приобретает исключительные права на свое обозначение и возможность использовать его любым способом, не противоречащим закону, а также возможность контролировать его использование недобросовестными предпринимателями.

Зарегистрированный товарный знак не может быть использован другим лицом без согласия правообладателя. Исключительные права на товарные знаки охраняются законом. Товарный знак, прошедший регистрацию, вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, в котором содержится полный перечень свидетельств о регистрации товарных знаков, выданных в РК.

Правообладатель на товарный знак получает свидетельство о регистрации, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на данный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован для любых товаров и услуг, перечень которых определяет заявитель. При этом необходимо использовать термины, которые установлены Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), где все товары и услуги разбиты по однородности на 45 классов: 1-34 класс - товары, 35-45 - услуги.

Срок действия регистрации товарного знака составляет десять лет, начиная с даты подачи заявки на его регистрацию. Этот срок продляется каждый раз на десять лет по заявлению правообладателя.

Если в период срока действия регистрации товарного знака обладатель исключительных прав на него обнаружит несанкционированное использование своего знака посторонними лицами, то нарушители, причинившие ущерб правообладателю, могут быть привлечены к гражданской, административной или уголовной ответственности в судебном порядке либо путем подачи заявления о нарушении прав на товарный знак с приложением соответствующих материалов в уполномоченный государственный орган, а также в органы внутренних дел и органы финансовой полиции, которые обладают правом уголовного преследования за неоднократные нарушения, совершенные в данной сфере, согласно уголовному законодательству.

Более того, нарушением будет являться не только несанкционированное правообладателем использование самого охраняемого товарного знака, но и обозначений, сходных до степени смешения с этим товарным знаком. Продукция, на которой незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, является контрафактной. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на товарный знак (знак обслуживания) любым, не противоречащим закону, способом.

Поскольку товарный знак (знак обслуживания) представляет собой собственность фирмы и имеет свою стоимость в денежном выражении, он может входить в нематериальные активы предприятия и быть продан путем уступки другому лицу по договору или предоставлен в пользование в установленных договором пределах. В целом стоит отметить, что органами юстиции проводится серьезная работа в сфере защиты интеллектуальной собственности, в том числе на товарные знаки, правовая охрана которых направлена на защиту как производителей, так и потребителей товаров и услуг.

Следите за новостями zakon.kz в: