В качестве самостоятельного вида наказания
Валентина Фриман,
судья Павлодарского областного суда
Ряд санкций статей Особенной части УК РК за совершение особо тяжких преступлений предусматривает назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы, которое, тем не менее, не рассматривается как самостоятельный вид наказания.
Содержание преступления должно ассоциироваться с его неизбежным последствием - наказанием, неотвратимость которого обеспечивается судом. Назначение наказания, т.е. избрание его вида и размера при вынесении обвинительного приговора, является ответственным моментом в деятельности суда.
Ст. 52 Уголовного кодекса РК устанавливает общие начала назначения наказания. Под общими началами назначения наказания следует понимать основополагающие идеи, которыми должен руководствоваться суд, определяя наказание лицу, признанному виновным в совершении конкретного преступления. В соответствии с законом общими началами назначения наказания являются законность, справедливость, индивидуализация.
Законность назначения наказания обеспечивается соблюдением двух закрепленных в законе требований - обязанностью суда назначить лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание в пределах, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части УК и строгим соблюдением положений Общей части УК, которыми корректируются или детализируются общие правила применения конкретных видов наказания.
Справедливость назначения наказания означает, что наказание, назначенное за конкретное преступление, должно максимально удовлетворять общесоциальному пониманию справедливости и способствовать достижению цели восстановления социальной справедливости. Нарушение требования справедливости наказания является основанием отмены или изменения приговора.
Индивидуализация назначения наказания - это определение меры наказания, необходимой и достаточной именно для данного осужденного с учетом его личности и обстоятельств совершенного им преступления.
Ряд санкций статей Особенной части УК РК за совершение особо тяжких преступлений предусматривает назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы. Тогда как пожизненное лишение свободы в ч. 2 ст. 40 Общей части УК, которая предусматривает основные виды наказаний, назначаемых лицу, признанному виновным в совершении преступления, как самостоятельный вид наказания не указан.
Вместе с тем категории преступлений и порядок назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы предусмотрены ч. 4 ст. 46 УК, которая регулирует вопросы назначения лишения свободы на определенный срок.
Таким образом, исходя из смысла закона, пожизненное лишение свободы относится к наказанию в виде лишения свободы. При этом оно не имеет определенного цифрового обозначения срока, но вместе с тем является в данном виде наказания максимальным.
В связи с чем представляется спорным применение к лицам, осужденным за совершение особо тяжких преступлений, санкции статей которых предусматривают в том числе пожизненное лишение свободы, положений п. 3 ч. 2 ст. 55 УК. Так, указанная норма гласит, что при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не может превышать при совершении особо тяжкого преступления трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части.
Вместе с тем согласно п. 7 Нормативного постановления Верховного Суда РК № 4 от 25 июня 2015 года «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» при назначении наказания в виде лишения свободы с определенным сроком за особо тяжкое преступление, если санкция статьи предусматривает наряду с наказанием в виде лишения свободы смертную казнь или пожизненное лишение свободы, подлежат применению правила п. 3 ч. 2 ст. 55 УК. Тогда как в п. 2 указанного Нормативного постановления Верховный Суд обратил внимание судов на необходимость обязательного обсуждения и применения предусмотренных законом строгих мер наказания к лицам, признанным виновными в совершении уголовных правонарушений в составе преступных групп, коррупционных, террористических, экстремистских преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, и ранее судимым, не желающим становиться на путь исправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 72 УК к лицам, признанным виновными в совершении вышеуказанных уголовных правонарушений, также не применяется условно-досрочное освобождение.
Нам представляется, что было бы правильнее пожизненное лишение свободы выделить в самостоятельный вид наказания и в качестве такового включить в ч. 2 ст. 40 УК. В пользу этого довода свидетельствуют особенности назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, условно-досрочного освобождения, исполнения наказания.
Так, ч. 4 ст. 46 УК предусмотрено, что пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, женщинам, мужчинам в возрасте до 63 и свыше лет.
Согласно ч. 6 ст. 72 УК лицо, отбывающее назначенное судом пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 88, ч. 2 ст. 96 УИК РК осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в учреждении полной безопасности; не подлежат переводу в учреждения минимальной безопасности. Кроме того, подобное решение вопроса приведет в соответствие нормы Общей и Особенной частей УК.