Единый провайдер государственных услуг (С. Алиева)

Единый провайдер государственных услуг

 

В апреле текущего года создана новая организация - некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», объединившая в себе четыре крупнейшие структуры - центры обслуживания населения, центры по выплате пенсий, центры по недвижимости и научно-производственный центр земельного кадастра. Вновь созданную корпорацию возглавил Данияр Еренчинов, имеющий большой опыт работы в бизнесе и на госслужбе. Сегодня, по прошествии трех месяцев с начала работы, мы попросили председателя правления госкорпорации «Правительство для граждан» рассказать о том, как создавалась новая организация, как идет ее становление, какие услуги и формы обслуживания предлагает корпорация для граждан.

 

- Данияр Кагазбекович, деятельности государственной корпорации «Правительство для граждан» уделяется большое внимание. Какова, на ваш взгляд, ее роль в реализации институциональных реформ?

- Глава государства поставил перед страной амбициозную задачу - войти в число 30 развитых мировых держав. Это то, к чему стремится каждый гражданин Казахстана, потому что каждый хочет жить в экономически сильном и социально стабильном государстве. Но для этого мы - каждый из нас и страна в целом - должны проделать большую работу, провести масштабные реформы. Этот путь, который нам предстоит пройти, детально разработан и изложен в Плане нации «100 шагов по реализации Пяти институциональных реформ» Главы государства Нурсултана Назарбаева. И наша задача теперь - эффективно и с полной отдачей осуществить эти реформы.

Президент Республики Казахстан в своем выступлении на XVII съезде партии «Hуp Отан» подчеркнул: «Пятая реформа расширяет подотчетность государства обществу. Формируется система открытых дверей для каждого гражданина. Создание государственной корпорации «Правительство для граждан» повысит качество и объемы предоставляемых гражданам государственных услуг».

Создание государственной корпорации «Правительство для граждан» - это неотъемлемая часть комплексных мер, способствующих осуществлению предложенных реформ. Напомню, что пятая институциональная реформа Плана нации направлена на создание транспарентного, подотчетного государства. Такое государство будет отвечать важнейшим демократическим принципам: подотчетность власти перед народом, государство без коррупции, гражданское самосознание общества, когда население и бизнес-сообщество активно вовлечены в процесс принятия государственных решений.

Когда мы выполним все шаги пятой институциональной реформы Плана нации, когда госуправление встанет на рельсы открытости, прозрачности и подотчетности, то увидим, что в этом отлаженном государственном механизме просто не найдется места для такого порока современного общества, как коррупция. И чтобы способствовать противодействию коррупции, создать для граждан максимально комфортные условия при получении госуслуг, сотым шагом Плана нации предусмотрено формирование государственной корпорации «Правительство для граждан», которая должна стать единым провайдером государственных услуг, чтобы казахстанские граждане могли получать государственные услуги в одном месте.

Уже сейчас граждане получают в госкорпорации большинство социально значимых услуг по принципу «одного окна». Таким образом исключается контакт между человеком, обратившимся за услугой, и чиновником, исполняющим ее, то есть устраняется человеческий фактор, коррупционная составляющая госуслуг. Объединение всех госуслуг у единого провайдера позволяет также сократить административные барьеры, перечень документов, запрашиваемых для получения госуслуг, что делает процесс их оказания более прозрачным, а сроки - меньшими.

Мы стремимся обеспечить гражданам доступ ко всем госуслугам на уровне лучших мировых практик. Сейчас в госкорпорации «Правительство для граждан» активно внедряется корпоративное управление государственными услугами в соответствии со стандартами менеджмента качества ISO 9000, что, безусловно, должно обеспечить прозрачность процессов их оказания.

Символизм в названии госкорпорации - «Правительство для граждан» - совершенно неслучаен. Граждане в течение всей жизни регулярно обращаются к нам, и наша задача - улучшить жизнь людям и бизнесу, сделать государство их помощником, советчиком и другом, предоставить всем возможность удобного, понятного, оперативного получения всего спектра государственных услуг.

Большая часть государственных услуг, существующих в стране, оказывается госкорпорацией «Правительство для граждан». Из включенных в реестр 739 услуг в новой структуре объединены 530, которые оказываются населению по принципу «одного окна». И даже это - не предел. Под председательством заместителя Премьер-Министра Дариги Назарбаевой недавно состоялось заседание межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через государственную корпорацию «Правительство для граждан», по результатам которого были определены 53 новые услуги для передачи нам. И в ближайшее время граждане смогут получать через фронт-офисы госкорпорации «Правительство для граждан» 583 услуги.

Должен сказать, что период реорганизации мы прошли уверенно - ухудшение работы по оказанию государственных услуг не допущено, работа структурных подразделений ни на один день не была остановлена. Здесь нужно отдать должное всем сотрудникам корпорации - а их в штате более 21 с половиной тысячи, ведь на протяжении всего процесса реорганизации мы почувствовали полную вовлеченность и самоотверженность каждого сотрудника новой корпорации и полную отдачу в работе для обеспечения бесперебойности процессов оказания государственных услуг.

 

- Что же конкретно получат граждане от создания «Правительства для граждан»?

- Упрощение процедур. Экономию времени. Улучшение жизни, по большому счету.

Даже если не обращаться к тем временам, когда для получения любой справки нужно было обойти несколько инстанций. Процедуры упростились даже по сравнению с бизнес-процессами и процедурами, существовавшими в недавнем прошлом, до создания корпорации. В новой структуре представлена обширная сеть фронт-офисов, значительно превосходящая количество центров обслуживания в каждой из существовавших структур. Сейчас, после оптимизации, по всей стране представлено 353 фронт-офиса, что значительно превышает их количество до создания корпорации.

В каждом офисе ежедневно обслуживаются тысячи граждан, причем все инспекторы оказывают весь спектр услуг госкорпорации - как услуги, ранее представлявшиеся ЦОНами, так и по вопросам назначения пенсий и пособий. Сейчас информационные системы обоих ведомств успешно интегрированы и установлены на каждом рабочем месте всех фронт-офисов. Здесь же можно получить госуслуги по вопросам недвижимости и земельного кадастра.

Отработаны механизмы взаимодействия с населением. В каждом офисе введено безбарьерное обслуживание, единая электронная очередь, а также подключение к ситуационному центру, который позволяет в режиме реального времени контролировать процесс оказания государственных услуг. На график работы с 9.00 до 20.00 перешло большинство отделений.

Для предоставления государственных услуг лицам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, в госкорпорации работают мобильные ЦОНы, совершившие за прошедшее полугодие порядка семи тысяч выездов. Сегодня через мобильные ЦОНы казахстанцам доступны все 530 государственных услуг. Не посещая фронт-офисы госкорпорации, могут получить услуги «Правительства для граждан» и люди, с инвалидностью 1-й и 2-й группы - для их обслуживания на дом выезжают мобильные группы. Только в нынешнем году совершено 12 тысяч таких выездов.

 

- Каковы дальнейшие планы по развитию корпорации?

- В планах - совершенствование оказания государственных услуг, использование передовых технологий и решений, снижение административных барьеров при получении государственных услуг, переход от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления». Сейчас в госкорпорации идет работа по изучению услуг в части сокращения пакета документов и сокращения времени оказания госуслуг. И многое уже сделано.

Так, запущено несколько пилотных проектов, оказавшихся весьма успешными, по сокращению как пакетов документов, требуемых для получения услуги, так и сроков оказания услуг. Это, например, упрощение процедур технического обследования недвижимости, сокращение времени получения услуги по определению кадастровой стоимости земельных участков.

Большая работа ведется по формированию композитных услуг, когда две или более услуги можно получить одним заявлением. Например, одним заявлением теперь можно оформить два пособия при рождении ребенка - единовременное пособие и социальные выплаты по уходу за ребенком до достижения им одного года. А для временно утративших работу казахстанцев, которые являются участниками системы обязательного социального страхования, упрощена процедура постановки на учет в качестве безработных граждан и назначения социальной выплаты на случай потери работы - обе услуги теперь можно получить одновременно.

Для автолюбителей мы недавно запустили несколько проектов в специализированных ЦОНах - это и упрощение процедуры получения водительских прав, и возможность пробно сдавать экзамены на автодромах. Автолюбители оценили наш пилот по сокращению времени получения техпаспортов на автотранспорт, на которое теперь требуется лишь час, тогда как раньше на это могло уйти в разы больше времени. Это достигнуто благодаря тому, что предоставлен доступ работникам спецЦОНа к информационным системам Комитета административной полиции МВД и официальным интернет-ресурсам Комитета госдоходов Минфина для оперативной проверки налоговой задолженности и административных штрафов. Сейчас мы работаем над внесением соответствующих изменений в госстандарты.

Таким образом, положительная динамика работы госкорпорации «Правительство для граждан» уже заложена. Создание единого провайдера государственных услуг позволяет услугополучателям иметь доступ и получать всю необходимую информацию. На корпорацию возлагается большая ответственность по формированию транспарентного, подотчетного государства для реализации пятой институциональной реформы Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ».

В Послании Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается: «Особый акцент необходимо сделать на повышении качества государственных услуг. Задача - отойти от односторонне-властных подходов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию госуслуг гражданам». И исполнение этой важной задачи по повышению качества госуслуг, необходимой для вхождения Казахстана в тридцатку развитых мировых держав, возложено на государственную корпорацию «Правительство для граждан».

 

Сауле Алиева

Следите за новостями zakon.kz в: