С учетом уроков кризиса (О. Смоляков, заместитель председателя НБ РК)

С учетом уроков кризиса

 

 Олег Смоляков,

заместитель председателя НБ РК

 

На финансовом рынке Казахстана наблюдается постепенная стабилизация ситуации. Об этом свидетельствует ряд факторов. В их числе возобновление банками второго уровня кредитования, что сказывается и на повышении экономической активности бизнеса, и на росте потребительского спроса.

В первую очередь мы отмечаем такой важный фактор, как понижение уровня долларизации депозитов. В частности, доля депозитов в иностранной валюте снизилась со своего максимального значения 70% в январе 2016 года до 58% по итогам июня 2016 года.

 

Разворот на стабилизацию

По вкладам населения уровень долларизации снизился с 80,4% в январе до 67,8% по состоянию на конец июня 2016 года. По депозитам юридических лиц уже достигнут паритет между тенговой и валютной частями. Предполагается дальнейшее увеличение доли тенговых вкладов. Это обеспечит тенговое фондирование банков, необходимое для активизации кредитования экономики.

Этот тренд обозначился вследствие укрепления обменного курса национальной валюты с начала года на 0,4% (на конец июня 2016 года) и повышения ставок вознаграждения, предлагаемых банками по депозитам в тенге. К положительным изменениям в экономике также можно отнести замедление темпов роста общего уровня цен и стабилизацию процентных ставок на денежном рынке Казахстана.

Надо сказать, что в целом в стабилизации экономики существенную роль играет достаточно жесткая политика регулятора, благодаря которой удалось сохранить устойчивость банковской системы. Неоспоримо и то, что рыночная дисциплина и достоверная информация являются основой стабильной и надежной банковской среды. Что должно быть не просто выполнением требований регулятора, а осознанным выбором топ-менеджмента банка.

Работа же Нацбанка в этом направлении будет заключаться в том, чтобы создать стимулы для управления кредитным риском не только постфактум, но и обеспечить возможности для финансовых организаций по эффективной работе с заемщиками.

Для оздоровления банковской системы и повышения доверия к ней наиболее целесообразным является оценка качества активов банков. И здесь базовые коэффициенты - показатели капитализации и уровня NPL (необслуживаемые кредиты). Напомню, что под понятием «неработающие кредиты» понимаются займы с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше 90 календарных дней.

 

Индикаторы финансовой устойчивости

Национальным банком применяются различные методы и инструменты комплексной оценки банковского сектора, соответствующие международным стандартам, в том числе рассчитываются индикаторы финансовой устойчивости в соответствии с методологией МВФ.

Важным показателем способности банковского капитала к покрытию убытков по NPL (реализовавшийся кредитный риск) является их отношение за вычетом созданных резервов к капиталу (по итогам I кв. 2016 года - 19,2%). Этот показатель позволяет выявить случаи, когда банки могли отложить решение проблем качества займов, что со временем могло привести к более серьезным проблемам.

Одним из важных показателей оценки банковской системы является процентный спрэд (сегодня он увеличился до уровня 2008-2009 годов). Показатель отражает рентабельность сектора в целом и его поведение в области установления ставок. Высокая величина может свидетельствовать о существующих рисках системного характера, когда банки либо не имеют возможности адекватно оценить кредитный риск, либо выдают слишком рискованные займы, либо в условиях спада в экономике перекладывают риски на заемщиков, повышая премию за риск.

Отношение новых NPL к ссудному портфелю за вычетом NPL на конец предыдущего периода - показатель, позволяющий оценить наличие нарастающих проблем в портфеле (по итогам IV кв. 2015 года - 1,5%). Например, математически доля NPL может снизиться, но рост коэффициента в то же время будет говорить о наличии факторов, влияющих на ухудшение качества займов, и возможный рост кредитного риска.

Одним из показателей оценки потенциальных проблем в банковском секторе является доля реструктурированных займов в ссудном портфеле (по итогам 2015 года - 36%). С одной стороны, реструктуризация является свидетельством лояльности банка к своим клиентам с целью повышения вероятности исполнения заемщиком своих обязательств и, соответственно, повышения ожидаемых доходов по займам. С другой стороны, высокий коэффициент может говорить о росте кредитного риска банковского сектора. В то же время высокая доля реструктурированных займов может быть результатом номинального улучшения банками своих результатов деятельности.

В 2015 году произошло существенное снижение доли NPL. Учитывая резонансные события прошлого года на финансовом рынке, думаю, необходимо пояснить, что обусловило улучшение ситуации. Снижение доли NPL произошло прежде всего за счет завершения сделки между ККБ и БТА и добровольной сдачи лицензии последнего. Эта же тенденция снижения NPL отмечалась и по остальным банкам в целом: c 10,1% до 7,6% за 2015 год.

И хотя сейчас финансовая система Казахстана переживает не самые лучшие времена, нельзя утверждать, что все это вызвано переходом к свободно плавающему курсу национальной валюты. Эффект снижения стоимости тенге на рост NPL начал проявляться с лагом с декабря 2015 года. При этом ухудшение качества займов, выраженное в приросте новых неработающих займов, отмечалось еще до девальвации.

То есть падение доходов заемщиков и снижение способности отвечать по своим обязательствам перед банками были связаны с макроэкономическими шоками конца 2014 - начала 2015 годов. Снижение стоимости тенге оказало дополнительное давление на финансовое состояние заемщиков, однако мы должны осознавать, что отказ от перехода к свободно плавающему курсу в тот период привел бы к более негативным последствиям как в банковском секторе, так и в экономике в целом.

 

Показатели и ориентиры

По состоянию на 1 июля 2016 года доля неработающих займов по банковской системе составила 7,9% (ссудный портфель - 15 315,5 млрд тенге, неработающие займы - 1 209,4 млрд тенге). Снижение NPL превысило 3,6 трлн тенге в абсолютном выражении по сравнению с пиковым показателем на май 2014 года (33,7%, или 4,9 трлн тенге).

Национальным банком для решения проблемы низкого качества активов БВУ уже реализован комплекс мер. В их числе создание двухуровневой системы по выкупу некачественных активов банков и управлению ими. Речь в первую очередь о Фонде проблемных кредитов НБ РК и ОУСА - дочерних организациях банков, приобретающих сомнительные и безнадежные активы. Другой шаг - введение мер налогового стимулирования. Они направлены на снятие налоговых барьеров по операциям с неработающими активами, исключение барьеров, сдерживающих банки к более активным действиям по очистке балансов от NPL, оптимизацию критериев прощения безнадежной задолженности.

При этом в течение 2014-2015 годов значительное снижение объема неработающих займов по банковской системе до уровня ниже целевого 10-процентного показателя было обеспечено банками за счет активного применения инструментов списания/;прощения, что уменьшало долговую нагрузку на заемщиков. А также за счет использования традиционных инструментов: реструктуризации, взыскания и др.

Добавлю также, что в настоящее время в Налоговом кодексе предусмотрены налоговые льготы по списанию с баланса банков безнадежных займов на внесистемный учет. Также предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц при прощении задолженности физических лиц в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов и только в отношении задолженности по вознаграждению и неустойке (пени, штрафу) на ограниченный срок.

Для остальных случаев налоговые льготы при прощении задолженности по займам (кредитам) отсутствуют. При этом НБ РК поддерживает необходимость введения налоговых послаблений для банков в целях активного списания (прощения) токсичных активов. Вместе с тем вопросы установления и продления налоговых льгот необходимо обсуждать с Правительством, в частности, с министерствами финансов и национальной экономики.

Для Национального банка доля NPL - это показательный коэффициент, однако он не является основным ориентиром при оценке качества займов банковского сектора. Формально банки могут улучшить этот коэффициент. Например, проведя реструктуризацию или внутреннее рефинансирование проблемных займов, по которым они в действительности не ожидают будущих платежей. Либо передав проблемные активы в свои ОУСА без проведения дальнейшей работы по ним.

Однако цель применения этих механизмов иная, и банки должны понимать это. Искусственная очистка баланса от NPL позволит улучшить показатели в краткосрочном периоде, но не решит существующих проблем банка. Наша задача в этом вопросе - предотвращать манипулирование банками показателями ссудного портфеля, поскольку стабильная финансовая система не может строиться на недостоверной информации. Задача банков - совершенствовать системы риск-менеджмента, понимать свою долгосрочную стратегию развития и ей соответствовать.

Если говорить о текущем состоянии дел с токсичными активами, то приведу несколько цифр. По состоянию на начало текущего года объем проблемных активов, находящихся на балансах ОУСА, составил 211,8 млрд тенге, или 2,2% от ссудного портфеля банков. Годом ранее этот показатель составлял 610,3 млрд тенге. Дальнейшая деятельность ОУСА с учетом принятых мер будет направлена на принятие активных действий по очистке балансов от неработающих кредитов и генерирования денежных потоков. Чтобы своевременно и в полной мере исполнить обязательства перед родительскими банками по принятым сомнительным и безнадежным активам.

 

Ипотечные NPL

Отдельного разговора заслуживает тема ипотечного кредитования. Острота этой проблемы обусловлена в первую очередь тем, что залогом здесь выступает жилье заемщика. И это требует очень взвешенных, индивидуальных подходов и решений вопроса при выходе заемщиком на просрочку. Именно поэтому в последнее время стало вводиться ограничение на уступку банками задолженности ипотечных жилищных заемщиков в коллекторские агентства. Это происходит в рамках последовательной политики государства по разрешению вопросов, связанных с проблемными ипотечными заемщиками.

На эти цели направлена и реализация Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/;ипотечных займов. В рамках программы одобрены заявления 14 760 ипотечных заемщиков на сумму 88,5 млрд тенге и рефинансированы займы по 11 730 заявлениям на общую сумму 60,7 млрд тенге. По решению вопросов проблемных ипотечных заемщиков Нацбанком совместно с БВУ и общественными объединениями проводятся мероприятия, направленные на поиск взаимоприемлемых условий реструктуризации проблемного долга, предоставления заемщикам правовой помощи, консультаций и разъяснений по исполнению обязательств по договору банковского займа.

В рамках законодательства об ипотеке недвижимого имущества уже регламентирован механизм по прекращению основного обязательства заемщика - физического лица в случае продажи заложенного недвижимого имущества во внесудебном или судебном порядке, при отсутствии у него иного имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание.

В свою очередь совокупный ссудный портфель банков в настоящее время составил 15 315,5 млрд тенге, уровень ипотечных жилищных займов в котором занимает 6,6%, или 1 006,9 млрд тенге. Поскольку доля ипотечных жилищных займов в портфеле минимальная, то указанное ограничение не повлияет на резкое изменение объема таких кредитов в портфеле.

 

На житейские нужды

Еще один сектор кредитования - потребительские займы - начал оживать в последнее время. Как известно, с 1 января 2016 года требование к банкам по ограничению ежегодного прироста потребительских займов отменено. По состоянию на начало года потребительские займы превысили 2 622 млрд тенге с долей 16,9% ссудного портфеля. Годом ранее этот показатель превышал 2,63 трлн тенге, или 18,6% от ссудного портфеля. Снижение за 2015 год оценивается в 17,2 млрд тенге - 0,65%.

С начала текущего года тенденция к снижению доли потребительных кредитов в ссудном портфеле БВУ сохранилась. На начало весны 2016 года их доля составила 2 531 млрд тенге. Это 16,2% от ссудного портфеля. Снижение с начала года составило 91,7 млрд тенге, или 3,5%.

По состоянию на 1 апреля с начала года наблюдается снижение в объеме необеспеченных потребительских займов банков второго уровня на 6,2%. Если рассмотреть динамику за последние два года, то можно заметить значительное снижение - по отношению к объему на 1 апреля 2014 года объем потребительских займов в системе примерно на 40%.

Надеемся, что возвращение банков к кредитованию населения позволит сменить тренд и в этом сегменте. При этом мы по-прежнему озабочены вопросом ограничения роста рисков в потребительском кредитовании. Поэтому введены повышенные уровни риска по потребительским необеспеченным займам. Обязательным условием выдачи потребительского необеспеченного займа будет являться проверка реальных доходов и кредитная история заемщика. В случае, если по займу у заемщика имеется превышение ежемесячных расходов по погашению займов над 35% его совокупных доходов, либо наличия просрочки по погашению займов, по таким займам будут формироваться дополнительные капитальные резервы. С 1 января 2017 года обязательным условием выдачи потребительского необеспеченного займа будет являться ежемесячный мониторинг займов вышеуказанных критериев.

 

Профилактика по Базелю

В целом же Национальный банк приступил к реализации пакета мер в рамках социально-экономического развития. В частности, антикризисных, по поддержке банковского сектора, направленных на предотвращение появления новых пузырей в банках, поддержание ликвидности, обеспечение стабильности банковской системы.

В среднесрочной перспективе регулятором предусматривается поэтапная реализация стандартов Базель II/;III по собственному капиталу и ликвидности.

В рамках контрцикличного регулирования отменено требование по увеличению собственного капитала банков с 10 до 100 млрд тенге. Рассматривается сохранение минимального уровня достаточности собственного капитала в 2016 и 2017 годах на текущем уровне.

С 2016 года поэтапно вводятся международные стандарты ликвидности Базельского комитета по банковскому надзору - коэффициенты покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования. Полное приведение в соответствие международным требованиям по коэффициенту покрытия ликвидности планируется к 2021 году. Коэффициент чистого стабильного фондирования вводится в действие с 1 января 2018 года.

Также введена надзорная надбавка в дополнение к минимальной достаточности собственного капитала. В частности, надзорная надбавка составит 2 процентных пункта для банка, который нарушит индивидуальный план мероприятий по снижению NPL до уровня менее 10%.

Второй компонент надзорной надбавки предусматривается в виде вычета из фактического собственного капитала банка дефицита капитала по отношению к депозитам физических лиц и направлен на стимулирование диверсификации источников фондирования.

Стоит отметить, что внедрению стандартов Базель III предшествует последовательная подготовительная работа, включающая анализ и оценку влияния новых требований на деятельность банковского сектора, а также широкое обсуждение с банковским сообществом на площадке Ассоциации финансистов Казахстана.

Для кредитования субъектов МСБ и обеспечения доступности жилья понижены требования к достаточности собственного капитала по ипотечным займам, займам субъектам МСБ, а также займам, покрытым резервами по МСФО. В то же время в целях предупреждения рисков, связанных с волатильностью курса тенге к иностранным валютам, установлены повышенные требования к собственному капиталу по займам в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки.

Резюмируя проводимую политику регулятора в вопросах минимизации риска и сохранения устойчивости банковского сектора, можно сказать, что в целом скорость выхода экономики из кризиса будет зависеть от многих составляющих. В том числе от скоординированных действий Национального банка и Правительства.

 

Следите за новостями zakon.kz в: