После смерти наследодателя
Г. Талапова,
судья Бостандыкского
районного суда г. Алматы
В целях защиты нарушенных наследственных прав в суде, гражданам необходимо строго руководствоваться требованиями закона, регламентирующими положения о наследовании, при разрешении споров, вытекающих из наследственного права.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства наследование - это переход имущества умершего гражданина (наследодателя) к другому лицу (лицам) - наследнику (наследникам).
Основанием для наследования наследственной массы для оставшихся наследников наследодателя по действующему законодательству (ст. 1039 Гражданского кодекса РК) является завещание либо предусмотренное законом право наследника наследовать по закону. При этом, согласно ч. 2 ст. 1039 ГК РК, наследование по закону имеет место, когда завещание отсутствует либо определяет судьбу не всего наследства, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В состав наследства входит принадлежавшее наследодателю имущество, а также права и обязанности, существование которых не прекращается с его смертью. При этом закон предусматривает исчерпывающий перечень прав и обязанностей, неразрывно связанных с личностью наследодателя, которые не входят в состав наследства.
Законом предусмотрен круг наследников, которые могут наследовать имущество, оставшееся после смерти наследодателя.
Так, в силу требований ст. 1044 ГК наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства; наследниками по завещанию могут быть юридические лица, созданные до открытия наследства и существующие ко времени открытия наследства, а также государство.
Вместе с тем, положения закона (ст. 1045 ГК) предусматривают исчерпывающий перечень категорий лиц, не имеющих право наследовать ни по завещанию, ни по закону. Так, в силу указанной нормы не имеют права наследовать ни по завещанию, ни по закону:
- лица, которые умышленно лишили жизни наследодателя или кого-либо из возможных наследников или совершили покушение на их жизнь. Исключение составляют лица, в отношении которых завещатель составил завещание уже после совершения покушения на его жизнь;
- лица, которые умышленно препятствовали осуществлению наследодателем последней воли и этим способствовали призванию их самих или близких им лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им доли наследства.
Не имеют права наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они лишены родительских прав и не были восстановлены в этих правах к моменту открытия наследства, а также родители (усыновители) и совершеннолетние дети (усыновленные), уклонявшиеся от выполнения возложенных на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Обстоятельства, служащие основанием для устранения от наследования недостойных наследников, устанавливаются судом.
Вместе с тем, как наблюдается из судебной практики при рассмотрении споров, вытекающих из наследственных правоотношений, нередко в суд обращаются с иском об устранении недостойных наследников лица, не имеющие на то полномочий и прав.
Так, в суд обратилась гражданка Ж. с иском о признании недействительным брака между ее родным братом и снохой (ответчицей Б.), об устранении супруги ее родного умершего брата (ответчицы Б.) от наследования по закону, мотивируя тем, что после смерти умершего брата истицы открылось наследство в виде квартиры. Наследниками первой очереди после смерти брата истицы являлись его родной отец и его супруга - ответчица Б.; других наследников первой очереди не было. Какого-либо завещания по распоряжению своим имуществом наследодатель не оставлял.
Обосновывая свой иск, истица указывала, что ответчица Б. является недостойным наследником и подлежит устранению от наследования, поскольку брак между ней и братом истицы следовало, по мнению истицы, признать недействительным по тем основаниям, что на момент заключения и регистрации брака брат истицы состоял на учете в психоневрологическом диспансере с психическим заболеванием, о чем было известно ответчице Б. Но несмотря на данный факт, ответчица, по мнению истицы, обманным путем зарегистрировала брак с психически больным человеком, преследуя корыстные цели.
В удовлетворении данного иска решением суда истице Ж. было отказано, так как в рассматриваемом случае основания устранения ответчика от наследования как недостойного наследника, приведенные в обоснование иска Ж., под исчерпывающий перечень категорий лиц, не имеющих право наследовать ни по завещанию, ни по закону согласно ст. 1045 ГК не подпадали.
В решении суда также было разъяснено, что по положению ст. 1038 ГК наследство умершего гражданина переходит к другим лицам на условиях универсального правопреемства как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего раздела не вытекает иное. А в силу требований ч.ч. 1, 3 ст. 1060 ГК, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1061-1064 настоящего Кодекса. Каждая последующая очередь наследников по закону получает право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него, кроме случаев, указанных в п. 5 ст. 1074 настоящего Кодекса.
Действующим законом (положения ч. 1 ст. 1061, ч. 1 ст. 1062 Гражданского кодекса) предусмотрен перечень наследников первой и второй очередей.
Так, в силу требований данных норм, в первую очередь право на наследование по закону получают в равных долях дети наследодателя, в том числе родившиеся живыми после его смерти, а также супруг (супруга) и родители наследодателя. Если нет наследников первой очереди, право на наследование по закону во вторую очередь получают в равных долях полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, а также его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.
В вышеуказанном случае после смерти наследодателя брата истицы Ж. имелись наследники первой очереди: его отец и супруга - ответчица Б; истица Ж., согласно требованиям указанных норм, являлась наследником второй очереди, соответственно, не вправе была ставить вопрос об устранении от наследования другого наследника первой очереди.