Разрешение инвестиционных споров: государственный или арбитражный суд?
Артем Тимошенко - Партнер «Colibri Kazakhstan»
Берикхан Амреев - Юрист «Colibri Kazakhstan»
Как известно, Казахстан активно работает над привлечением инвестиций. Этому может свидетельствовать План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстана, принятие Закона о ГЧП, Предпринимательского кодекса РК и др.
Одним из основных факторов для успешного привлечения инвестиций является стабильность судебной и арбитражной системы. Доклад «Doing Business in Kazakhstan» (ежегодное издание Группы Всемирного банка) за 2016 год отметил улучшение качества судебной системы по сравнению с предыдущим годом. В результате индекс нашей судебной системы вырос сразу на 1.5 пункта и составил 13.5 из возможных 18.
Разумным объяснением улучшения данных позиций на наш взгляд является принятие нового Гражданского процессуального кодекса (Кодекс), а также принятие Закона Об арбитраже (Закон). Фактически, новые редакции Кодекса и Закона позволяют взглянуть свежим взглядом на разрешение споров с участием инвесторов. Кодекс предусматривает отдельную подсудность для рассмотрения инвестиционных споров. Закон же в свою очередь объединил в себе 2 ныне утративших силу Законов О третейских судах и О международном арбитраже и предусмотрел в себе достаточно любопытные изменения.
Что такое инвестиционный спор?
Инвестиционным спором является спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами. При этом, инвесторами являются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции[1] на территории Казахстана.
Как рассматривается инвестиционный спор судом?
С момента вступления в силу нового Кодекса, появилась специальная подсудность по рассмотрению инвестиционных споров в зависимости от вида инвестора.
На сегодняшний день, инвестиционные споры рассматриваются в Городском суде г. Астаны по общим правилам судопроизводства. Исключением из данных правил является рассмотрение споров специализированной коллегией Верховного суда Казахстана с участием крупного инвестора[2] (по правилам суда первой инстанции).
Порядок рассмотрения споров по правилам суда первой инстанции остается неизменным и предполагает рассмотрения дела в 2-х месячный срок единолично судьей. При этом вынесенное судом решение вступает в силу с момента его оглашения, а пересмотр может быть произведен в Верховном суде Казахстана в месячный срок при коллегиальном составе судей.
Как рассматривается инвестиционный спор в арбитраже?
На практике, когда между государством и инвестором заключается инвестиционный контракт, стороны, часто указывают специальную подсудность по разрешению споров. Обычно стороны намерены разрешать споры в арбитражах, причем предпочтение больше отдается зарубежным арбитражам, нежели местным.
Рассмотрение споров в арбитраже предполагает обязательное заключение соответствующего арбитражного соглашения. Данное соглашение должно содержать в себе наименование арбитража, количество и порядок назначения арбитров, порядок рассмотрения споров, порядок уведомления сторон и иные положения. Подробный порядок рассмотрения спора, как правило определяется регламентом того или иного арбитража.
На основании вышеуказанного соглашения, стороны могут подать исковое заявление в соответствующий арбитраж. Арбитраж в свою очередь обязан уведомить ответчика и всех заинтересованных сторон в указанные регламентом сроки. По результатам рассмотрения дела, арбитражом выносится арбитражное решение, которое в свою очередь не подлежит обжалованию по материальным основаниям. Решение должно исполняться добровольно. При этом, в случае его неисполнения в добровольном порядке существует механизм принудительного исполнения. Для этого истцу необходимо обратиться в государственный суд в целях его признания, приведения в исполнение и получение исполнительного листа. Исполнительный лист может быть передан судебным исполнителям на принудительное исполнение.
Различия в порядке рассмотрения дел в государственном суде и арбитраже
Итак, на сегодняшний день мы имеем три варианта разрешения инвестиционных споров: а именно в государственном суде, арбитраже в Казахстане или в арбитраже за рубежом. Предлагаем рассмотреть некоторые отличия в порядке рассмотрения арбитражного и судебного спора:
Государственный суд |
Арбитраж |
Порядок определения подсудности |
|
По общим правилам, рассмотрение инвестиционного спора подлежит рассмотрению в суде Городском суде г. Астаны или же в специализированной коллегии Верховного суде Казахстана (дела с участием крупного инвестора). |
Сторонам следует предусмотреть арбитражную оговорку с указанием порядка рассмотрения спора как указано выше. |
Подача искового заявления |
|
Исковое заявление подается в канцелярию государственного суда, после чего распределяется тому или иному судье. После проведения анализа процессуальных документов, судья выносит определение о возбуждении дела (при соблюдении всех требований) и начинает подготовку дела к судебному разбирательству. Рассмотрение заявления и подготовки дела к судебному разбирательству производится в течение 20 рабочих дней. |
По арбитражному регламенту стороны для начала должны доказать, что данное дело подсудно конкретному арбитражному суду. Для этого необходимо предоставить арбитражную оговорку. После чего начинается достаточно длительная процедура выбора арбитров и подготовки дела к арбитражному разбирательству, которая может длиться до 1-3 месяцев. |
Государственная пошлина и арбитражный сбор |
|
Размер государственной пошлины для подачи искового заявления в суд предусмотрен в Налоговом Кодексе. По имущественным искам, сумма государственной пошлины составляет от 1% до 3% от цены иска в зависимости от субъекта гражданских правоотношений (физическое или юридическое лицо). |
Размер арбитражного сбора определяется арбитражом самостоятельно в соответствии с регламентом. |
Состав суда/арбитража |
|
Предполагается, что специальная подсудность для инвестиционных споров была создана для разрешения более опытными и компетентными судьями по данной категории дел. При этом, сам судебный процесс проводится как единолично судьей, так и в коллегиальном составе в зависимости от инстанции, в которой рассматривается дело. |
Стороны сами определяют как количество, так и самих арбитров. В этой связи, объективность и всесторонность рассмотрения арбитражного дела во многом будет зависеть от выбора арбитров. |
Обеспечение иска |
|
При необходимости обеспечения иска, истец подает в суд соответствующее заявление. Данное заявление рассматривается судом сразу же после вынесения определения о возбуждении гражданского дела, или в день его поступления в суд. На практике, в большинстве случаев суды, как правило, удовлетворяют требования об обеспечении иска. |
При необходимости обеспечения иска, подается соответствующее заявление в арбитраж. При этом, необходимо доказать, что данное обеспечение иска необходимо, а также есть реальная угроза того, что ответчик может вывести свои активы. После получения соответствующего определения арбитража, необходимо подать заявление в государственный суд о выдаче исполнительного листа с приложением определения арбитража. После вынесения определения государственным судом оно может быть передано судебному исполнителю на исполнение. |
Решение государственного суда/арбитража |
|
Судебный акт государственного суда вступает в силу со дня его оглашения. Тем не менее, существует возможность обжалования данного акта в вышестоящей инстанции. |
Что касается арбитражного решения, то оно также вступает в силу со дня его оглашения и обжалованию не подлежит, за исключением случая нарушения судом процессуальных действий (к примеру, несоблюдение арбитражным судом регламента), что существенно сокращает сроки рассмотрения того или иного дела. Однако, в целях принудительного исполнения арбитражного решения необходимо обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа. |
Конфиденциальность |
|
Рассмотрение спора в государственном суде является публичным, за исключением некоторых случаев. Раскрытие какой-либо информации СМИ может негативно повлиять на репутацию сторон. |
Арбитражное разбирательство является строго конфиденциальным, что позволяет сохранить имидж и деловую репутацию перед заинтересованными лицами, конкурентами и т.д. |
Функции и полномочия |
|
Государственный суд вправе принудительно вызывать свидетелей, затребовать информацию от государственных органов или третьих лиц, привлекать соистцов и соответчиков, заменять ненадлежащих истцов и ответчиков. |
Арбитраж не вправе осуществлять данные действия в принудительном порядке. |
Исходя из нашей практики, стороны, как правило, обращаются в арбитраж, особенно, при участии нерезидента. Большая часть концессионных и ГЧП проектов предусматривают разрешение споров именно в арбитражах.
На сегодняшний день складывается понимание того, что частные инвесторы более склонны обращаться в арбитраж. Пусть арбитраж и имеет некоторые минусы по отношению к государственному суду, однако, такие плюсы как демократичность, быстрота рассмотрения дела, отсутствие возможности оспаривания (в некоторых случаях), конфиденциальность и многое другое, играют положительную роль при рассмотрении инвестиционных споров.
Ограничение ответственности: Материал, содержащийся в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и не является юридической консультацией или юридическим заключением. Данный материал не предназначен и может не быть в полном или обновленном состоянии, а также не может быть воспринят как гарантия будущих результатов. Предоставление и получение данной информации не предназначено для формирования отношений «клиент-юрист» между отправителем и получателем.
Юридическая фирма «Colibri Kazakhstan» всегда готова предоставить консультации по любому вопросу в связи с настоящей статьей.
[1] Под инвестициями понимаются виды имущества, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта.
[2] В качестве крупного инвестора принято понимать - физическое или юридическое лицо, осуществляющего инвестиции в Казахстане в размере не менее 2 000 000-кратного размера МРП. (на текущий момент около 4 242 000 000 тенге или 12 662 686,5 долларов США).