Главная цель – обеспечение верховенства закона (А.Ш.Жамансариева, судья специализированного межрайонного экономического суда города Астаны)

Главная цель - обеспечение верховенства закона

 

А.Ш.Жамансариева,

судья специализированного

межрайонного

экономического

суда города Астаны

 

Как известно, съезд судей является главным форумом судейского сообщества государства. Съезды судей проводятся с целью обсуждения и решения важных государственно-правовых проблем, вопросов судебной практики и совершенствования законодательства, соблюдения морально-этических норм работниками судебной системы, их социальной защиты, а также и других вопросов, связанных с деятельностью третьей ветви власти страны.

В связи с необходимостью принятия нового Этического Кодекса судьи и практической реализацией Шага № 19 Плана Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» постановлением Центрального Совета Союза судей от 10 декабря 2015 года решено созвать внеочередной VII съезд республиканского общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан».

Но прежде чем обсуждать планы на будущее, необходимо проанализировать уже сделанное, оценить качество того фундамента, на котором мы собираемся дальше строить независимое правосудие.

Безусловно, каждый съезд судей становится по- своему судьбоносным для судебной системы страны. Каждое выступление Главы государства в ходе съезда является важнейшим ориентиром в деле дальнейшего ее совершенствования.

В преддверии указанного мероприятия, имеющего особое стратегическое значение для развития судебной системы Казахстана, видится целесообразным подвести итоги модернизации судебной системы после проведения VI-го съезда судей Республики Казахстан, в работе которого принял участие Глава государства Н.А.Назарбаев.

На данном Съезде судей в ноябре 2013 года были определены задачи, направленные на совершенствование судебной системы в рамках Стратегии «Казахстан - 2050» и Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, в числе которых главными приоритетами казахстанского правосудия были обозначены совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям населения, последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, принятие и введение в действие новых кодексов - уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и кодекса об административных правонарушениях, в которых предусмотрена новая компетенция судов, расширены полномочия судей в ходе судебного разбирательства, также Президентом Республики Казахстан была поставлена задача - приступить к разработке проекта нового Гражданского процессуального кодекса.

Главой государства отмечена необходимость повышения профессионализма судей, на которых налагается двойная ответственность, так как судебные акты выносятся от имени Закона и от имени Республики Казахстан, продолжения работы по повышению социально-материального обеспечения деятельности судов, самосовершенствования судей с одновременным ужесточением требований к качеству их работы и ответственности.

Таким образом, уже тогда закладывалась основа 5-ти институциональных реформ.

В рамках исполнения поручений Главы государства Верховным Судом Республики Казахстан проведена масштабная работа.

Сегодня можно констатировать, что все задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым перед судебной системой страны, выполнены.

С 1 января 2015 года введены в действие новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан.

С 1 января 2016 года вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, который значительно упростил судопроизводство для населения, в том числе посредством перехода с пятизвенной к трехзвенной судебной системе, позволяющей быстрее вступать судебным решениям в силу и исключить возможность для искусственного затягивания процесса, введения института упрощенного рассмотрения дел без вызова сторон, расширения требований, по которым выносится судебный приказ, и др.

Отдельная глава в ГПК посвящена вопросам примирительных процедур, регламентирующих порядок и последствия заключения сторонами соглашений. Содействие мирному урегулированию спора теперь является одной из основных задач гражданского судопроизводства. В гражданском процессе появилось понятие «судебная медиация». Причем судья - медиатор осуществляет деятельность без оплаты его услуг, в отличие от обычных медиаторов.

Для мотивирования сторон к примирению на ранних стадиях процесса государственная пошлина возвращается в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, в суде кассационной инстанции - в размере 50% от первоначально уплаченной суммы.

Появился третий вид примирения в виде урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры, которая проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон.

Данное нововведение ГПК дало новый импульс применению примирительных способов урегулирования спора. За 1-е полугодие 2016 года специализированным межрайонным экономическим судом города Астаны прекращено 550 гражданских дел ввиду утверждения заключенного сторонами мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и партисипативной процедуры, тогда как в аналогичном периоде 2015 года названный показатель составлял 376.

Для установления единого подхода в законодательном регламентировании процедуры разрешения спора по согласованию с Верховным Судом Республики Казахстан разработан и 8 апреля 2016 года принят Закон Республики Казахстан «Об арбитраже». Реализация его норм позволит повысить оперативность и качество разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности.

Бесспорно, расширение использования в Казахстане примирительных процедур и альтернативных способов разрешения конфликтов способствует улучшению условий для введения бизнеса в стране.

С целью повышения доступности, открытости и прозрачности правосудия приняты системные организационные меры по расширению использования в судах информационных технологий.

Успешно функционирует сервис «Судебный кабинет», который представляет собой своего рода единое окно доступа к онлайн-услугам судебных органов. Заявитель в любое удобное ему время, не выходя из дома или офиса, через Интернет может подать заявление, просмотреть судебный документ, а также статус по делу.

За 6 месяцев 2016 года в электронном виде посредством «Судебного кабинета» в специализированный межрайонный экономический суд города Астаны подано 10 826 исковых заявлений, что составляет 50,5 % от общего количества поступивших в суд.

На официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как «Списки слушаний дел», «Справочник по судебным делам», «Банк судебных актов». Обеспечен оперативный доступ к документам через сервис «Ознакомление с судебными документами».

Реализован проект внедрения электронных форматов извещений участников судопроизводства путем направления им повесток посредством SMS-сообщений, что позволило существенно сэкономить бюджетные средства.

Все эти меры обеспечивают доступность правосудия для граждан и представителей юридических лиц.

Верховным Судом РК совместно с Министерством юстиции РК запущена интеграция информационных систем судебных органов и органов исполнительного производства в части получения исполнительных документов из судов в электронном формате и электронного санкционирования судами постановлений судебных исполнителей.

За 1-е полугодие 2016 года СМЭС города Астаны направлено свыше 4 тысяч исполнительных листов и санкционировано 2 945 постановлений судебных исполнителей.

Предусмотрено введение аудио-, видеофиксации всех судебных заседаний в гражданском судопроизводстве без какой-либо возможности приостановить или редактировать запись. Оснащенность залов судебных заседаний СМЭС города Астаны системами технической фиксации судебных процессов составляет 100%, что обеспечивает полноту и качество протокола судебного разбирательства.

В рамках реформы судебной системы особое значение уделено вопросам повышения профессионализма судейского корпуса Казахстана. Законодательно ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности, усовершенствован институт наставничества в судах. Для улучшения качественного состава, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества проведена аттестация судей всех судов Республики Казахстан.

Таким образом, выполнение задач, поставленных Главой государства перед судебными органами, позволило создать судебную систему, способную полноценно выполнять свою конституционную функцию по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций и отвечающую общепринятым в демократическом обществе стандартам.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о пересмотре норм и положений, регламентирующих этическую основу поведения судей в профессиональной деятельности, обществе, семье и быту, так как именно этика судьи является основой доверия, в котором нуждается любое правосудие.

За время, прошедшее после принятия Кодекса судейской этики, в судебной системе, как и в стране в целом, произошли значительные изменения, повысились требования к лицам, осуществляющим правосудие, и их ответственности за надлежащее выполнение служебных обязанностей. Эти и другие перемены в совокупности требуют обновления и совершенствования правил поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности.

Именно рассмотрению данного вопроса будет посвящен VII съезд республиканского общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан». Проект Этического Кодекса принципов и правил поведения судей, который получил широкое обсуждение в обществе, на наш взгляд, соответствует требованиям, предъявляемым сегодня к поведению и моральному облику судьи, и будет способствовать укреплению авторитета судебной власти и судьи в обществе.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: