Об этом и другом читайте в интервью советника Верховного муфтия РК, члена Хадж-Миссии-2016 Куата Раева специально для Zakon.kz.
- Куат Сарсенбайулы, вот и завершился хадж. Скажите, пожалуйста, как он прошел для казахстанских паломников?
- По сравнению с предыдущими годами, хадж для казахстанских паломников завершился хорошо, успешно. Самое главное, нет потерь среди нас, все было организовано на высоком уровне, все поставленные задачи решены, есть конкретные результаты.
- Какие, например?
- Впервые в истории ДУМК мы создали алгоритм действий по контролю и организации работы с турфирмами, задействованными в перевозке паломников. При этом были использованы все ресурсы, начиная от человеческих, медицинских, до обслуживающего персонала и организации проповедей на местах.
Думаю, самыми главными у нас были две задачи, над которыми Хадж-Миссия работала, координировала действия. Это возвращение домой паломников в целости, сохранности, в полном составе, ну и, конечно, состояние их здоровья, своевременное выявление симптомов, наблюдение и лечение, и недопущение обострения болезни.
Вторая – чтобы наши паломники не заразились здесь идеологией каких-либо деструктивных течений и в дальнейшем не распространяли это у себя на Родине. Как показывает практика, у молодежи, особенно после возвращения домой с умры (малый хадж - Т.Н.), нередко начинают меняться религиозные взгляды и убеждения, а иные даже становятся приверженцами экстремистских идей под влиянием каких-то сомнительных проповедей.
- Почему это происходит, чья здесь вина?
- Думаю, основная причина в том, что во время умры со стороны Духовного управления мусульман Казахстана отсутствуют проповеди, которые бы читали люди из числа официального духовенства. Этим пользуются те, кто вообще не состоит в каких-либо религиозных организациях и объединениях, разрешенных на территории Республики Казахстан, и начинают проводить свою работу среди паломников.
- Кто эти люди? Они же не с улицы приходят…
- Есть две категории таких «проповедников». Первая - приезжают в Саудовскую Аравию вместе с паломниками из Казахстана и здесь начинают проводить свои проповеди. Вторая – граждане Казахстана, которые находятся в Мекке или Медине. В этой связи ДУМК должно усилить пропагандистскую работу именно во время умры, во-вторых, МИД РК совместно с заинтересованными силовыми структурами должно жестко пресекать их действия на законодательном уровне и не допускать распространения радикальных взглядов среди наших паломников.
- Были ли такие факты выявлены в этот раз?
- К сожалению, да. В ходе проверки проповедей среди турфирм, членам Хадж-Миссии удалось выявить ряд случаев, когда некоторые наши соотечественники самостоятельно проводили религиозные занятия среди паломников. Путем опроса установлено, что они никакого отношения ни к ДУМК, ни к другим религиозным организациям, юридически зарегистрированным на территории Республики Казахстан, не имеют. Мы им разъяснили нормы закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях, где предусмотрено, что миссионер имеет право проводить проповеди только в зарегистрированных в Казахстане религиозных объединениях. То есть он должен состоять в какой-нибудь религиозной организации, у них должен быть свой устав, своя литература, одобренная Комитетом по делам религии. Это главные критерии.
- Что будет с этими гражданами, какую ответственность они будут нести?
- Поскольку имеется нарушение закона Республики Казахстан, об этой ситуации мы более детально информируем соответствующие госорганы. Думаю, в отношении таких «проповедников» будут приняты адекватные меры в рамках закона.
Также мы предупредили директоров наши х турфирм о недопустимости подобных фактов в арендуемых ими помещениях на время хаджа в Мекке. Они тоже должны отвечать за то, что допустили такие случаи на вверенных им участках. В конечно счете, это грозит безопасности не только наших паломников, но и безопасности нашей страны. Мы не должны забывать, что террористами не рождаются, а становятся. Поэтому все мы должны работать на пресечение, профилактику и своевременное выявление деструктивных течений. Это одна из главных задач, которая стоит сейчас перед ДУМК и другими компетентными органами.
Если человек совершил какую-либо подрывную деятельность, стал участником теракта, это говорит о том, что с нашей стороны были допущены серьезные упущения. ДУМК должно кардинально менять работу и заниматься не только проповедями, но и разъяснительно профилактической работой среди прихожан мечети. В настоящее время в мире идет глобальная борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом. Как сказал глава нашего государства Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на 70-м съезде Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, терроризм и насильственный экстремизм - глобальная проблема во всем мире и с этим борьба должна идти на международном уровне.
Что касается Казахстана, то борьбой с религиозным терроризмом и экстремизмом, на наш взгляд, должны заниматься не только спецслужбы и правоохранительные органы, но и НПО и все госструктуры вплоть до системы образования.
- Как по линии ДУМК вы предлагаете вести эту работу дальше?
- Думаем, в составе Хадж-Миссии впредь обязательно должны присутствовать представители правоохранительных и надзорных органов. Пока их нет. И они должны регистрировать и пресекать такие факты, о которых я говорил выше. Также перед отъездом из Казахстана, каждый директор турфирмы совместно с ДУМК и правоохранительными органами должен проводить разъяснительную работу среди паломников, чтобы народ, так сказать, имел иммунитет.
С позиции ДУМК, мы хотим после приезда на Родину побольше выпускать соответствующие книги и брошюры и во время жума намаза доводить до людей, чтобы они на хадже слушали проповеди только тех представителей ДУМК, которые отобраны турфирмами, и чтоб не попали под влияние каких-либо нетрадиционных течений.
- Чем отличается этот хадж от предыдущих?
- В этом году мы впервые внедрили пилотный проект по организации и координации работы во время хаджа. В чем это выражается? В составе Хадж-Миссии у нас 7 представителей ДУМК и каждого из них мы распределили ответственными кураторами по 15 отелям, где остановились наши паломники. То есть на каждого куратора пришлось по две-три гостиницы. Им ежедневно докладывали о ситуации на местах, поэтому они были в курсе всего.
Кроме того, нами был создан штаб Хадж-Миссии, куда руководители турфирм также ежедневно докладывали об обстановке в их отелях. Лично мне докладывали.
В-третьих, в этом году совместно с бригадой врачей мы создали группу риска среди паломников, куда вошли больные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, больные с высоким артериальным давлением, больные с сахарным диабетом, больные с хроническими заболеваниями органов дыхания, физически ослабленные и пожилые люди, которые плохо переносят жару и дальние расстояния и другие. Врачи турфирм и руководитель медперсонала при Хадж-Миссии создали свой чат, где обменивались информаций и при необходимости проводили консилиум. О ситуации с больными тоже докладывали каждый день.
В-четвертых, был назначен куратор проповедей, который координировал работу по проведению занятий, определял их тематику, и эта группа тоже создала свой чат, что позволяло проводить работу грамотно, оперативно.
- Ваши пожелания?
- Чтобы все паломники вернулись домой живыми, невредимыми и исполнились все их молитвы. К слову, по инициативе Хадж-Миссии на горе Арафат была организована и проведена специальная, общеколлективная молитва за нашу страну, за наш народ и за нашего Президента. Одновременно почти три тысячи паломников в одном месте прочитали дуга. Мы ценим и дорожим миром на нашей земле, благополучием, стабильностью, толерантностью. Дай Аллах, чтобы у нас и дальше все было хорошо.
Торгын Нурсеитова, фото Маната Ешбая
Алматы - Мекка