На защите безопасности и суверенитета
Линара Сактаганова
За годы независимости армия Казахстана прошла нелегкий путь становления, укрепила свой потенциал и превратилась в надежный щит стабильности общества, конституционного строя, суверенитета и авторитета страны на мировой арене.
О ключевых задачах и приоритетных направлениях боевой и профессиональной подготовки Вооруженных Сил страны нам рассказал зам. Министра обороны РК генерал-лейтенант Окас Сапаров.
- Окас Базаргалиевич, расскажите, пожалуйста, об основных приоритетных направлениях деятельности Министерства обороны РК. Какие задачи сегодня стоят перед казахстанской армией в свете политики, проводимой Главой нашего государства?
- Поддержание обороноспособности государства, боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на уровне, который обеспечил бы противодействие наиболее вероятным угрозам военной безопасности - именно это согласно Военной доктрине РК, утвержденной Указом Президента, является одной из основных задач оборонной политики нашей страны.
При этом приоритетом развития Вооруженных Сил Казахстана в мирное время в среднесрочный период является обеспечение готовности войск к стратегическому развертыванию в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности.
Важно помнить, что от степени обученности, ответственности, слаженности личного состава и подразделений во многом зависит общий успех в реализации нашей главной задачи - вхождение в 30 сильнейших государств мира.
- Каких результатов удалось достичь Вооруженным Силам за годы независимости? С какими проблемами приходилось сталкиваться в процессе становления и развития?
- 7 мая 1992 года вошло в новейшую историю нашего государства как начало строительства новой армии суверенного Казахстана. С этого момента была проделана колоссальная работа. И сегодня, по оценкам зарубежных экспертов, Вооруженные Силы Казахстана справедливо входят в тройку ведущих армий государств на постсоветском пространстве и, безусловно, являются лучшими в Центрально-Азиатском регионе.
За 24 года успешно преодолены этапы формирования, становления и реформирования армии. Создана трехвидовая структура, в состав которой вошли Сухопутные войска, Силы воздушной обороны и Военно-морские силы. Завершено создание межвидовых самодостаточных группировок войск в зонах ответственности войск региональных командований по всем направлениям. На сегодня эти группировки обладают необходимым личным составом, вооружением и военной техникой, запасами материальных средств. Они способны обеспечить военную безопасность в своей зоне ответственности и адекватно реагировать на потенциальные угрозы. Кроме того, созданы авиационные базы, в составе которых - самолеты фронтовой, военно-транспортной и вертолеты армейской авиации. Одновременно укреплялись и Военно-морские силы. В их составе создана и функционирует военно-морская база.
Надо сказать, что накопленный боевой потенциал надежно обеспечивает военную безопасность страны, служит фактором стабильности в регионе.
Вместе с тем, на сегодняшний день развитие Вооруженных Сил поэтапно продолжается. Войска оснащаются современными видами вооружения и военной техники, вводятся новые подходы в подготовке кадров и совершенствовании мастерства и обученности личного состава военнослужащих. Этому в значительной степени способствует заложенная на этапе становления мощная основа, фундамент, на котором строится профессиональная, мобильная, небольшая по численности, но технически оснащенная армия. Сейчас в войсках успешно внедряются автоматизированные системы управления войсками, ресурсами, средства телекоммуникаций, расширяется сеть пунктов управления во всех звеньях Вооруженных Сил.
- Главное для Вооруженных Сил - в нужный момент выполнить свою военно-политическую задачу, а для военного - совершенствовать свое профессиональное мастерство. Какие меры принимаются ведомством для совершенствования системы подготовки кадров?
- Безусловно, профессиональные кадры - это основа Вооруженных Сил. Справедливо будет отметить, что даже самое совершенное оружие в неумелых руках является лишь набором деталей, а в подготовленных - служит грозным аргументом.
Понимая исключительную важность данного аспекта, вопросам совершенствования систем отбора и подготовки военных кадров руководство Министерства обороны и Вооруженных Сил уделяет отдельное внимание. Основные усилия сосредоточены на формировании профессионально подготовленного, психологически и морально устойчивого офицерского корпуса и сержантского состава.
Среди значимых мероприятий, реализованных в данном направлении, можно отметить внедрение в Вооруженных Силах автоматизированной информационной системы. Для этого была детально проработана специальная программа управления персоналом, направленная на упрощение и систематизацию всей кадровой работы в военной сфере.
В рамках работы по улучшению качественных показателей офицерского и сержантского корпусов Вооруженных Сил разработана и апробирована система рейтинговой оценки профессиональных и личностных качеств офицеров и сержантов. Она основана на сумме баллов, начисляемых по итогам учебного года путем заполнения формализованных бланков оценочных листов.
В настоящее время с учетом результатов экспериментального построения рейтинга офицеров система улучшена и оптимизирована. Она является динамичной и с учетом ее практической эксплуатации, зарубежного опыта оценки военнослужащих, изменения требований времени, предъявляемых к военнослужащим, будет развиваться и совершенствоваться.
Ожидается, что в конечном счете это позволит производить более детальную оценку офицеров, охватить при принятии кадрового решения большее число факторов, производить назначения на должности в соответствии с морально-нравственными, деловыми и профессиональными качествами на конкурсной основе с соблюдением принципов гласности, открытости и коллегиальности. Кроме того, это существенно повысит мотивацию прохождения воинской службы и служебное рвение офицерского и сержантского составов.
Путем организации учений, курсовых подготовок, обучения, в том числе и за рубежом, создается резерв офицерского корпуса, укомплектованного квалифицированными специалистами, способными в перспективе грамотно руководить органами военного управления.
Для обеспечения непрерывного роста и возможности реализации потенциала разработана типовая схема карьерного роста офицерского состава, которая предполагает:
- чередование службы в войсках и штабе по схеме «войска - штаб - войска - штаб» с соблюдением фиксированных сроков нахождения на должностях;
- обязательное обучение на курсах повышения квалификации перед назначением на вышестоящую должность;
- назначение на должность командиров бригад, авиационных баз офицеров, имеющих послевузовское образование, окончивших Национальный университет обороны, военные академии других государств, опыт службы в штабе вида войск или регионального командования;
- назначение на должности заместителей командира бригады, базы и выше офицеров, имеющих послевузовское, академическое образование;
- назначение на должности преподавательского состава Национального университета обороны офицеров, имеющих академическое образование и опыт службы в войсках.
Кроме того, в практику введено посещение в рабочем порядке офицерами Департамента кадров МО РК кадровых подразделений органов управления, организация совместной работы с обсуждением проблемных вопросов, путей их решения и планов работы на ближайшую перспективу. В дальнейшем это обеспечило более качественные подбор и расстановку офицеров.
Благодаря всем этим мерам на сегодняшний день уже достигнуты положительные и устойчивые результаты по всем направлениям проводимой кадровой политики. При этом работа по наращиванию достигнутых темпов развития на основе ранее наработанного отечественного опыта и новейших апробированных инновационных кадровых технологий, применяемых в развитых зарубежных странах, продолжается.
- Насколько уровень военного образования казахстанских военнослужащих отвечает современным реалиям?
- Качественное образование и качественные кадры - то, без чего невозможно развитие Вооруженных Сил. Оценивая современные реалии и требования, предъявляемые к военным кадрам, в прошлом году были внесены значительные изменения в Закон РК «Об образовании». Изменения комплексно систематизировали позиции, охватывающие весь учебный процесс, и представлены в едином блоке.
Согласно нововведениям высшие военные учебные заведения с 2016 учебного года перешли на кредитную технологию обучения с учетом особенностей военного образования, а оценка знаний обучающихся теперь производится по балльно-рейтинговой системе. Перевод военных вузов на кредитную технологию с учетом военной специфики позволяет гибко реагировать и самостоятельно менять содержание образования с учетом требований времени. Объем дисциплин обязательного компонента типового учебного плана составляет 30 процентов от общего, что дает свободу в определении образовательной траектории в пределах 70 процентов вузовского компонента, которые согласовываются с заказчиками. Также увеличены в 2,5 раза практические занятия и объем войсковой стажировки. А балльно-рейтинговая система существенно снижает коррупционную составляющую и дает возможность выстраивать индивидуальный рейтинг в соответствии с достижениями учащихся.
Кроме того, пересмотрен классификатор военных специальностей, который теперь расширен и социализирован. Это позволит военнослужащим после увольнения в запас найти применение своим профессиональным навыкам в гражданской сфере. Также в классификаторе предусмотрены новые востребованные специальности, в частности в области кибербезопасности.
В этом году были открыты три новые военные кафедры. Расширение сети военных кафедр позволит создать достаточное количество мобилизационного ресурса и охватить молодежь военно-патриотическим воспитанием.
При Военном институте СВО им. Т. Бегельдинова создан военно-медицинский факультет, что положительно отразится на качественном и количественном составе медицинской службы Вооруженных Сил.
В военных вузах введены новые дисциплины, развивающие логическое мышление и лидерские качества, такие, как «Логика», «Лидерство и стиль управления», «Военная этика», «Политология и геополитика», «Религиоведение», «Информационная безопасность», «История современных войн» и др.
В план набора на 2016 год включено обучение по дистанционной образовательной технологии на магистратуре и докторантуре НУО для профессорско-преподавательского состава военных вузов.
Таким образом, можно с определенной долей уверенности сказать, что за истекший год нам удалось выстроить контуры более качественного, гибкого, мобильного и инновационного поля для дальнейших перспектив.
- Не менее важным является вопрос материально-технического оснащения. Насколько наши Вооруженные Силы обеспечены современной военной техникой?
- Оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой в настоящее время проводится в плановом порядке в достаточном количестве для обеспечения необходимого боевого потенциала Вооруженных Сил. Данный вопрос обретает важное значение для решения новых задач в условиях динамичного развития форм и способов ведения современных вооруженных конфликтов и обеспечения безопасности государства в целом.
Стоит отметить, что в минувшем году на вооружение казахстанской армии поступили новые современные самолеты фронтовой и военно-транспортной авиации Су-30 и С-295. Авиационный парк Военно-воздушных сил пополнился также вертолетами Ми-171Ш, а войска противовоздушной обороны оснастили зенитно-ракетными комплексами С-300. Отдельно следует сказать, что сейчас на вооружение поступила первая партия бронированных колесных машин отечественного производства «Арлан», что, в свою очередь, усилило боевую готовность и оснащенность сухопутных войск страны.
- Расскажите о воспитательной работе в воинских подразделениях. Какие меры осуществляются командующим составом в целях обеспечения правопорядка?
- Вопросы поддержания высокой боеготовности и морально-психологического состояния войск, крепкой воинской дисциплины и уставного порядка в Вооруженных Силах являются приоритетными задачами в деятельности органов военного управления.
Анализ первого полугодия 2016 года показал, что в войсках проводится соответствующая профилактическая работа по предупреждению правонарушений и происшествий, фактов гибели и травматизма личного состава, созданию здоровой морально-психологической обстановки в воинских коллективах.
В рамках реализации Республиканской программы по профилактике правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2016-2018 годы проводится работа по укреплению исполнительской и воинской дисциплины на местах, повышению правового и идеологического самосознания военнослужащих, формированию положительного имиджа защитника Отечества в обществе на основе утверждения принципов казахстанского патриотизма, единоначалия и нулевой терпимости к правонарушениям.
В рамках реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы в сфере воинской службы с формированием антикоррупционного поведения по инициативе Министра обороны в 2015 году подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции с Генеральным Прокурором, Председателем Комитета национальной безопасности, Министром внутренних дел и Председателем Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Министерство обороны инициировало необходимость выработки единых специализированных методик профессионального психологического отбора кандидатов из числа поступающих в военные учебные заведения, военнослужащих срочной службы и по контракту, комплектующих Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан путем закрепления их на межведомственном уровне.
Вопросы состояния воинской дисциплины и правопорядка на постоянной основе выносятся руководством военных органов управления на рассмотрение аппаратных, селекторных, рабочих и служебных совещаний, подведений итогов, заседаний коллегий.
В условиях нестабильности в отдельных странах мира и близлежащих регионах была усилена работа по ограждению воинских коллективов от деструктивных идей религиозного экстремизма. В рамках указанной работы военнослужащим и членам их семей разъяснены законы Республики Казахстан в области религиозных отношений, проведены встречи с общественностью, а также представителями официального духовенства.
В целях оказания консультативно-правовой помощи семьям военнослужащих, адаптации их к особенностям воинской службы и повышения знаний в области семейных отношений, пересмотрен механизм работы женских советов.
В целях оказания методической и практической помощи командирам воинских частей и подразделений, начальникам учреждений и иным должностным лицам разработан сборник «Организационно-методические указания и рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы в ВС РК».
Дополнительно в рамках воспитательной и идеологической работы на постоянной основе в Вооруженных Силах реализуется широкий спектр военно-патриотических мероприятий.