Бизнес как равноправный партнер государства (А. Аянбаева, гл. специалист УКПСиСУ по г. Алматы)

Бизнес как равноправный партнер государства

 

Айнур Аянбаева,

гл. специалист УКПСиСУ по г. Алматы

 

С 1 января 2016 года введен в действие Предпринимательский кодекс - кодифицированный акт, регулирующий сферу предпринимательства.

Обоснованность необходимости его принятия была обусловлена сложившимися социально-экономическими условиями, происходящими интеграционными процессами, когда рынки товаров, работ и услуг становятся открытыми для участников иностранных государств, когда в борьбе за потребителя стираются границы и используется разнообразие способов и методов для устранения конкуренции.

Предпринимательский кодекс стал тем инструментом, когда методы гражданско-правового регулирования не способны оказать влияние на комплексное развитие законодательства в сфере предпринимательства.

Нормы по стимулированию и поддержке, выстраиванию партнерских отношений между государством и предпринимательством направлены на целостное правовое регулирование общественных отношений в сфере предпринимательства. Однако данные нормы рассредоточены в различных нормативных правовых актах. В этой связи Предпринимательский кодекс как акт публично-правового регулирования призван сконцентрировать концептуальные положения путем определения предмета регулирования, систематизации в одном акте единых принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, установления форм и средств государственного регулирования предпринимательства и государственной поддержки.

Предметом регулирования Кодекса установлены общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

Из определения предмета Кодекса видим, что в нем соединены взаимодействие и государственное регулирование. Общественные отношения, возникающие между предпринимателями и государством, определяются посредством введения термина «взаимодействие». Взаимодействие направлено на выстраивание партнерских отношений между государством и предпринимательством, не меняя правовой природы отношений, которые складываются между государством и предпринимательством.

Предпринимательский кодекс объединяет в себе законы «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «О частном предпринимательстве», «Об инвестициях», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Следует отметить, что при консолидации законов «Об инвестициях», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О конкуренции» сохранена определенная «автономия» данных отраслей законодательства в Кодексе.

По тексту Предпринимательского кодекса, а также в законодательстве Республики Казахстан применены категории законодательства в области защиты конкуренции, инвестиций, государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, которые, являясь составными частями законодательства в сфере предпринимательства, сохраняют самостоятельность на уровне отраслей законодательства (законодательство в области защиты конкуренции, инвестиций, государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности), регулирующих соответствующие группы отношений.

В Кодексе закреплен самостоятельный раздел, посвященный вопросам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, который будет осуществляться посредством закрепления и реализации таких институтов, как участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, социальная ответственность, государственное регулирование, государственная поддержка предпринимательства.

В Предпринимательском кодексе систематизируются формы и средства госрегулирования предпринимательства, такие как экономическая конкуренция, разрешения и уведомления, техническое регулирование, государственное регулирование цен, обязательное страхование, государственный контроль и надзор.

В Кодекс консолидирован Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Указанный Закон распространяет свое действие на такие проверяемые субъекты, как физические и юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц. Однако преимущественным образом его нормы применяются к субъектам предпринимательства. По этой причине Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» консолидирован в Предпринимательский кодекс, где сохранены положения по категориям проверяемых субъектов (п. 1 ст. 132). Для этой цели в п. 12 ст. 129 Кодекса применена юридическая конструкция, предусматривающая, что в случаях, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан, положения гл. 13 «Государственный контроль и надзор» применяются к отношениям, урегулированным этими законами, что позволяет при осуществлении государственного контроля и надзора применять нормы Кодекса к общественным отношениям, не относящимся к сфере предпринимательства. Это относится и к общественным отношениям, регулируемым Законом «О нотариате».

Регулирование государственной поддержки частного предпринимательства осуществлено посредством закрепления основных направлений данной поддержки: малое и среднее предпринимательство, агропромышленный комплекс и несельскохозяйственные виды предпринимательской деятельности в сельской местности, индустриально-инновационная деятельность, специальные экономические зоны, инвестиционная деятельность, предпринимательство отечественных производителей товаров. Кодекс не ограничивает возможных направлений государственной поддержки частного предпринимательства, предусматривая установление законодательством РК иных направлений.

В ПК систематизированы имеющиеся формы и средства защиты прав субъектов предпринимательства. Отражены все возможные способы внесудебного и досудебного урегулирования споров. Закреплены положения по правовому положению уполномоченного по защите прав предпринимателей, инвестиционного омбудсмена. Одной из форм защиты прав субъектов предпринимательства предусмотрено обжалование субъектами предпринимательства действий и актов государственных органов.

В Кодексе систематизированы и закреплены принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Некоторые из принципов - законность, равенство субъектов - носят общеправовое значение, но в Кодексе их раскрытие осуществляется через призму предпринимательства.

Одними из новых являются принципы участия субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве, стимулирования социальной ответственности предпринимательства, ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности, саморегулирования.

С принятием Предпринимательского кодекса предпринимательство как правовой институт, социальное явление, субъект отношений поднято на высокий уровень и определен как равноправный партнер государства, к примеру:

- вводится принцип, которым государство ограничивает свое участие в предпринимательской деятельности;

- субъекты частного предпринимательства наделяются правом участия в нормотворчестве;

- закрепляется целый блок по государственной поддержке частного предпринимательства в различных направлениях деятельности.

В целях установления равновесия между предпринимательством и обществом вводится институт социальной ответственности, который не носит обязательного характера. Социальная ответственность - это та доля осознанной ответственности предпринимательства перед обществом, которая реализуется предпринимателями путем развития социальной, экологической и иных сфер.

На протяжении всего законотворческого процесса работа над Предпринимательским кодексом была построена в форме открытого диалога, где каждый заинтересованный имел возможность выразить свое мнение и представить предложения. Принятый Предпринимательский кодекс - это акт совместной работы государства и общества, поскольку в нем нашли свое отражение многие из представленных предложений и рекомендаций.

Следите за новостями zakon.kz в: