Получение статуса судьи районного и приравненного к нему суда (Мамонтов Н.И., член Высшего Судебного Совета РК, судья Верховного Суда РК в отставке)

Получение статуса судьи
районного и приравненного к нему суда

 

Николай Иванович Мамонтов

Член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан,

судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке

 

Государственная власть как правовой механизм регулирования общественными процессами в любом демократическом и правовом государстве является единой, осуществляется на основе закона в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Названные виды государственной власти самостоятельны в пределах компетенции, но взаимодействуют между собой с использованием правовых механизмов системы сдержек и противовесов.

Для эффективной реализации функции по отправлению правосудия государство в рамках судебно-правовой реформы ужесточает требования к формированию и деятельности судейского корпуса, поскольку только знающие закон и правильно и беспристрастно его применяющие судьи способны обеспечить уважение к закону и имидж Казахстана как правового государства.

В Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» предусмотрены конкретные правовые меры совершенствования механизмов отбора кандидатов на судейские должности, прежде всего в районных и приравненных к ним судах. Эти меры, изложенные в 17 шаге Плана, включены в законодательство, регулирующее кадровое обеспечение деятельности судебной системы.

Деятельность судебной ветви власти находится в центре внимания общества в силу того, что только судам предоставлено исключительное право рассматривать и разрешать на основе действующего закона дела и споры, обеспечивая тем самым восстановление нарушенных субъективных прав граждан и юридических лиц, режим законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях. Формирование квалифицированного судейского корпуса обусловлено необходимостью честного применения закона при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и административных дел.

Квалифицированность судьи выражается в такой его процессуальной деятельности, в результате которой каждый судебный акт должен отвечать критерию законности. Законность процессуальной деятельности судьи зависит не только от уровня профессиональной подготовленности судьи (знание и понимание закона), но и от многих других факторов, в том числе от личной (внутренней) и внешней (инстанционной, административной) независимости судьи.

Вот почему ужесточены требования к кандидатам на должность судьи районного и приравненного к нему суда, к действующим судьям при их карьерном росте, а также к оценке законности выносимых судебных актов в правоприменительной деятельности, к моральным критериям поведения судей в судопроизводстве и в быту.

Судебную систему Казахстана образуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанций. К судам первой инстанции относятся районные (городские) и приравненные к ним специализированные суды: экономические, административные, ювенальные, военные суды военных гарнизонов. К судам апелляционной инстанции относятся областные и приравненные к ним суды: суд города Астаны, суд города Алматы, Военный суд Республики. К суду кассационной инстанции относится Верховный Суд Республики Казахстан.

Суд Международного финансового центра «Астана» как специальный суд в судебную систему Республики Казахстан не включается.

Формирование судейского корпуса Республики осуществляется в двух самостоятельных процедурах: 1) наделение лица впервые статусом судьи и 2) в порядке карьерного роста судьи.

Конституцией установлены конституционные требования к кандидату на должность судьи суда первой инстанции, то есть к лицу, впервые претендующему на получение статуса судьи районного и приравненного к нему суда.

 Эти требования выражаются в том, что судьей может быть: 1) только гражданин Республики Казахстан; 2) достигший возраста двадцати пяти лет; 3) имеющий высшее юридическое образование; 4) сдавший квалификационный экзамен. К этим требованиям законом могут быть предусмотрены дополнительные требования.

Эти дополнительные требования установлены Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».

В частности, установлено, что кандидат на должность судьи районного и приравненного к нему суда должен иметь не только высшее юридическое образование, но и обладать высокими морально-нравственными качествами и безупречной репутацией, а также иметь не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии либо не менее пяти лет стажа работы в качестве:

1) секретаря судебного заседания;

2) консультанта (помощника) судьи;

3) прокурора или адвоката, участвующего в судебных процессах при рассмотрении гражданских, уголовных или административных дел.

Требования о юридическом стаже и видах юридической деятельности свидетельствуют о том, что законодатель отдает предпочтение тем кандидатам на должность судьи, которые имеют практические навыки в участии в судебных процессах.

В стаж по юридической профессии включается период работы в качестве нотариуса, помощника нотариуса, юрисконсульта, адвоката, следователя, дознавателя. Такой же стаж нужен прокурору, который исполняет (исполнял) должностные обязанности по реализации функции прокуратуры по осуществлению надзора в социально-экономической сфере, досудебном производстве, административном и исполнительном производствах, в специальных учетах, в сфере исполнения уголовного или административного наказания.

Обладая такими формальными критериями как возраст, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии, претендент на должность судьи районного и приравненного к нему суда обязан сдать квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен принимает Квалификационная комиссия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, состав которой утвержден 17 февраля 2016 года решением Совета.

Квалификационный экзамен включает три этапа: 1) компьютерное тестирование; 2) анализ правовой ситуации; 3) психологическое тестирование.

Компьютерный тест на знание законодательства включает вопросы по таким отраслям права как:

- конституционное;

- административно-деликтное (законодательство об административных правонарушениях);

- гражданское;

- гражданское процессуальное;

- уголовное;

- уголовно-процессуальное.

Лицо, набравшее не менее 80% правильных ответов на тесты (не менее 4 баллов), допускается ко второму этапу квалификационного экзамена. Лицо, набравшее 4 и более баллов по результатам двух этапов, считается сдавшим квалификационный экзамен.

Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, допускается к психологическому тестированию.

Психологическое тестирование проводится на определение психологической устойчивости нервной системы кандидата по осуществлению процессуальной деятельности в должности судьи суда первой инстанции. По результатам психологического тестирования специалист выдает заключение, которое имеет рекомендательный характер.

Кандидат представляет справку формы № 086, отражающую результаты медицинского освидетельствования и свидетельствующую об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей по отправлению правосудия.

Претендент на занятие вакантной должности судьи районного и приравненного к нему суда проходит в уполномоченном органе специальную проверку на отсутствие сведений о привлечении к уголовной или административной ответственности за уголовные или административные правонарушения, коррупционные правонарушения, а равно проступки, дискредитирующие государственную службу.

Кандидат на должность судьи направляется на полиграфологическое исследование, которое проводится порядке, установленном «Правилами прохождения полиграфологического исследования кандидатами в судьи».

Полиграфологическое исследование проводится в целях выявления:

1) противоправных намерений;

2) скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость;

3) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличия двойного гражданства, использования фальшивых документов;

4) ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам секретной или служебной информации;

5) контактов с запрещенными общественными объединениями, преступными и террористическими организациями или участия в коммерческих структурах, если это ранее не входило в их должностные обязанности;

6) злоупотребления должностными полномочиями.

Заключения специалистов, проводивших психологическое тестирование и полиграфологическое исследование, носят рекомендательный характер, но подлежат учету Высшим Судебным Советом при проведении конкурса.

Лицо, претендующее на занятие вакантной должности судьи районного и приравненного к нему суда, обязано пройти годичную оплачиваемую стажировку в районном и приравненном к нему суде по месту жительства в порядке, установленном Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи.

По результатам стажировки пленарное заседание областного и приравненного к нему суда выдает заключение о положительных или отрицательных результатах прохождения стажировки.

Следует также отметить, что кандидат на занятие должности судьи районного и приравненного к нему суда должен получить заключение Совета по взаимодействию с судами, которое носит рекомендательный характер.

При объявлении Высшим Судебным Советом Республики Казахстан конкурса на занятие вакантной должности судьи районного и приравненного к нему суда, лицо, изъявившее желание участвовать в конкурсе, подает в Высший Судебный Совет предусмотренный законом пакет документов.

Магистранты, окончившие специализированную магистратуру Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (Институт правосудия при Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан), тестирование и стажировку не проходят и не представляют заключение пленарного заседания областного и приравненного к нему суда.

По результатам конкурса Высший Судебный Совет рекомендует Президенту Республики Казахстан назначить победителя конкурса на постоянной основе на должность судьи конкретного районного и приравненного к нему суда.

 

п. 4 ст. 3 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 февраля 2011 года)

ст. 13 Конституционного закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» от 7 декабря 2015 года; п. 4 ст. 75 Конституции; п. 1 ст. 3 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 20 декабря 2000 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 декабря 2015 года); п. 1 постановления Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан» от 14 апреля 2006 года № 1

п. 3 ст.79 Конституции Республики Казахстан

ст.ст. 9, 12 Закона Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 6 апреля 2016 года)

постановление Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2016 года № 191

п. 2 ст.15 Закона «О высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 6 апреля 2016 года)

Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденное указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 февраля 2016 года)

Следите за новостями zakon.kz в: