Для усиления подотчетности судей (Р. Танадбаев, судья Шахтинского городского суда Карагандинской области)

Для усиления подотчетности судей

 

Р. Танадбаев,

судья Шахтинского городского

суда Карагандинской области

 

Согласно ст. 76 Основного закона нашей страны судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров.

Основным исполняющим звеном судебной системы выступает судья, на которого возлагаются большие обязанности. Он должен принимать решения, способные ограничивать законные интересы и права физических и юридических лиц, от него зависят судьбы людей, поддержание общественного правопорядка. Поэтому в своей профессиональной деятельности судья должен быть независимым и руководствоваться только нормативной правовой базой, быть честным и беспристрастным в выносимых решениях, не вправе совершать поступки, порочащие его честь и имя.

В Основных принципах ООН, касающихся независимости судебных органов, провозглашается, что «лица, отобранные на судейские должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права».

Таким образом, в Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» 19-м шагом определено усиление подотчетности судей, разработка нового Этического кодекса служителей Фемиды, на основе которого граждане могут обжаловать их действия в Судебное жюри.

Общеизвестно, что в условиях демократического общества и правового государства наиболее совершенной системой, призванной разрешать конфликты, считается судебная, которую зачастую называют последним бастионом по защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Необходимостью укрепления судебной системы, повышения авторитета третьей ветви власти, формирования высококвалифицированного судейского корпуса продиктованы предусмотренные институциональной реформой ужесточение требований, предъявляемых как к кандидатам в судьи, так и к действующим судьям. Так, повышается до 30 лет возрастной ценз для кандидатов, вводится пятилетний стажа работы, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно, срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года, срок прохождения стажировки в судах других кандидатов - не магистрантов - будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии. Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей, по истечению которого кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией Судебного жюри.

Также вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей. При таких условиях, думаю, судейский корпус республики пополнится действительно достойными кадрами, выбравшими нелегкий труд служения закону осознанно и принявшими на себя вместе с большой ответственностью также и ограничения, связанные с этой должностью. В целях реализации провозглашенной Главой государства реформы перед судьями республики поставлена задача разработки и принятия нового Этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия служителей Фемиды в Судебном жюри. Для его разработки судейское сообщество республики обратилось к фундаментальным, базовым принципам, без которых невозможно формирование стандартов этического поведения судей.

В Этическом кодексе будут определены стандарты поведения и профессиональной этики судей. Как невозможно построить прочный дом без фундамента, так и невозможно без учета этих принципов создать систему правосудия. Стандарты поведения, применяемые к судьям, вытекают также из этих ценностей и лежат в основе доверия к осуществлению правосудия.

Вводимыми реформами усиливаются подотчетность судей, на основе нового Этического кодекса судей, граждане могут обжаловать действия судей в дисциплинарную комиссию Судебного жюри. В настоящее время Судебное жюри занимается вопросами определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения его права на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей.

В рамках объявленной Главой государства реформы предусматривается создание в составе Судебного жюри двух самостоятельных комиссий - квалификационной и дисциплинарной. В их составе наряду с действующими судьями будут представлены судьи в отставке, перед каждой комиссией будут поставлены самостоятельные цели и задачи. К компетенции квалификационной комиссии предполагается отнести проверку действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять, затем - в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд. То есть это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей, что делается в полном соответствии с правилами меритократии, которые действуют в системе госслужбы. Дисциплинарная комиссия будет рассматривать вопросы дисциплинарной ответственности судей, в том числе на основании жалоб граждан. Действующим законодательством предусмотрено возбуждение дисциплинарного производства в отношении судей по представлению председателя областного суда или председателя Верховного Суда Республики Казахстан. В целях же реализации вышеуказанных реформ планируется разработать механизм возбуждения дисциплинарных производств по жалобам граждан на действия судей, а также в целях усиления независимости служителей Фемиды - исключить право председателей областных судов инициировать дисциплинарное производство в отношении судей.

Еще одна функция жюри - подтверждение права судьи на отставку. Отставка - это особая форма прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы не менее 15 лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных законодательством. В 2012 году Судебным жюри было подтверждено право на отставку 54 судей страны.

Стоит сказать, что введение института судебного жюри продиктовано велением времени - необходимостью усиления гарантий независимости правосудия - и ставит задачу повышения ответственности и дисциплины в работе судов и судей.

Таким образом, предоставление гражданам возможности обжаловать действия служителей Фемиды в Судебном жюри будет способствовать укреплению профессиональной дисциплины судей, улучшению качества отправления правосудия, и, как следствие, - повышению доверия населения к судебной системе. Уважение и доверие требуется суду как институту власти, так как это есть уважение и доверие к государству.

Следите за новостями zakon.kz в: