Обеспечить верховенство закона
Тимур Копбосынов,
судья районного суда № 2
Алматинского района г. Астаны
Президентом Казахстана Н. Назарбаевым для развития государства и социальной модернизации предложен План нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», и в текущем году начался практический этап его выполнения.
Вторая глава Плана посвящена обеспечению верховенства закона, глава включает 19 целевых шагов по развитию правовой системы, из которых 11 - связаны с судебной реформой. Основными целями реформ являются повышение эффективности и прозрачности судебной системы, а также рост общественного доверия к институту правосудия.
Первым направлением обеспечения верховенства закона (шаг 16-й) является оптимизация инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой системе, которая включает первую (районные суды), апелляционную (областные суды) и кассационную (Верховный Суд) инстанции обусловлен сокращением сроков принятия судебных решений.
Определить степень подготовки
Следующее направление (шаг 17-й) - ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на должности судей. Увеличены требования по стажу работы к кандидатам в судьи. Если ранее требовался стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, то сейчас эти сроки увеличены до пяти лет для секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора и адвоката, и до десяти лет стажа работы для других работников по юридической профессии.
В соответствии с Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденным Указом Президента РК от 26 июня 2001 года № 643, прохождение стажировки стажером-кандидатом осуществляется на постоянной основе с отрывом от основного места работы. В период прохождения стажировки стажеру-кандидату предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. В период прохождения стажировки стажеру-кандидату выплачивается фиксированная сумма заработной платы в размере 70 процентов от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда со стажем работы до года. Общий срок прохождения стажировки составляет один год, из них 11 месяцев - в районном и приравненном к нему суде, один месяц в областном и приравненном к нему суде. Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, позволит кандидатам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. Также за время годичной стажировки возможно определить степень подготовки кандидата в судьи, его деловые и моральные качества.
Третьим направлением (шаг 18-й) является выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. В настоящее время образована Академия правосудия при Верховном Суде РК, которая обеспечивает повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.
Четвертым, немаловажным направлением (шаг 19-й) является усиление подотчетности судей. В стадии разработки находится новый Этический кодекс судьи, по которому расширяются возможности граждан по обжалованию действий судьи в Судебном жюри.
Без этапирования подсудимых
Пятое направление (шаг 20-й) - это внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Интеграция системы аудиовидеофиксации со списком слушаний дел, размещенных на интернет-ресурсе, позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Также участники судебных заседаний посредством централизованной системы хранения данных смогут воспользоваться возможностью просмотра в режиме реального времени записей судебных заседаний в «Судебном кабинете». Кроме того, в рамках аудиовидеофиксации внедрена возможность проведения дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи со следственными изоляторами и исправительными учреждениями. Применение дистанционных судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел без этапирования подсудимых лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы, посредством видеоконференцсвязи приведет к экономии бюджетных средств и исключению других рисков.
Шестым направлением (шаг 21-й) является расширение области применения суда присяжных. В УПК РК в настоящее время расширена сфера обязательного применения суда присяжных заседателей, усовершенствован механизм отбора в него граждан, законодательно определена категория уголовных дел, где присяжные обязательно необходимы.
Седьмое направление (шаг 22-й) - это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В рамках усиления судебного контроля следственному судье переданы полномочия по санкционированию выемки и обыска, то есть те следственные действия, которые затрагивают конституционные права и интересы граждан.
По международным стандартам
По восьмому направлению (шаг 23-й) создана специализированная коллегия Верховного Суда с функциями рассмотрения гражданских дел с участием крупных инвесторов по правилам первой инстанции. Коллегией рассматриваются дела по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор.
Девятое направление (шаг 25-й) - создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае. Главой государства подписан Указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра в г. Астане. Этот суд не будет входить в судебную систему нашей республики и будет иметь особый статус в соответствии с международными стандартами. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.
Десятым направлением (шаг 26-й) является создание Международного совета. В качестве консультативно-совещательного органа создан Совет при Верховном Суде с участием авторитетных зарубежных юристов для внедрения лучших международных стандартов в казахстанскую систему правосудия. Также одной из функции Совета является дача заключений по конкретным судебным делам, связанным с рассмотрением инвестиционных споров.
Одиннадцатым направлением (шаг 27-й) является сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса, внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс. В результате чего планируется обязательное участие прокурора только в следующих случаях - по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц.
Таким образом, в настоящее время проводится огромная работа по реализации судебной реформы. Введенные в судопроизводство изменения и планируемые в будущем новшества существенно повысят уровень доверия населения, открытости, прозрачности и доступности правосудия, поскольку главной целью правосудия является защита прав и свобод граждан.