Правовая основа взаимоотношений в обществе
С. Кантарбаева,
ведущий специалист отдела РНПА
Департамента юстиции Акмолинской области
На сегодняшний день множество законов и подзаконных актов, принимаемых в республике, регулируют нашу жизнь и являются правовой основой взаимоотношений в обществе.
Всю сферу принятий и действий законов и подзаконных актов регулирует так называемый закон о законах - Закон Республики Казахстан «О правовых актах», принятый 6 апреля 2016 года. Необходимость этого Закона бесспорна, практически во всех демократических и правовых государствах мира приняты аналогичные законы. Закон упорядочивает сферу законодательства, регулирует нормотворческий процесс. Согласно этому Закону определены понятия «нормативный правовой акт», «норма права», «законодательство», «закон» и другие. В нововведенном Законе «О правовых актах» определено о том, что термин «правовой акт» по своему содержанию шире термина «нормативный правовой акт». В Конституции Республики Казахстан понятие «другие правовое акты» включает в себя все иные акты, как носящие нормативный характер, так и не обладающие указанным признаком. В этой связи в Законе правовые акты разделены на две группы: нормативные правовые и ненормативные правовые. Так, в качестве нормативных правовых актов рассматриваются действующие в настоящее время нормативные правовые акты и их виды, т.е. акты письменного официального документа на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. К группе ненормативных правовых актов относятся акты, не содержащие нормы права, изданные (принятые) уполномоченным органом в пределах своей компетенции, применяющие и (или) реализующие установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц либо разъясняющие нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а также правовые акты в области системы государственного планирования. Законодательство Республики Казахстан - это совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. Понятие «правовая норма» определено как «общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте». Понятно и то, что законодательство страны совершенствуется. К примеру, Программой Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «План нации - 100 конкретных шагов», отдельным пошаговым действием установлено усиление роли общественных советов при государственных органах и на местном уровне в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территории; обсуждения отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов; участия в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан; рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам совершенствования государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики; разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан. Закрепление статуса и полномочий общественных советов законом повысит прозрачность принятия государственных решений. Данная норма нашла свое отражение в нововведенном Законе «О правовых актах», которая определена в ст. 20 как особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Общественные советы образуются в целях вовлечения некоммерческих организаций, граждан в процесс разработки проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Центральные государственные органы, местные представительные и исполнительные органы направляют проект нормативного правового акта, касающегося прав, свобод и обязанностей граждан, в общественные советы, образуемые в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об общественных советах». Срок, устанавливаемый для представления рекомендаций по проекту нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан, не может быть менее десяти рабочих дней с момента его поступления в Общественный совет.
В случае непредставления Общественным советом рекомендаций в установленный государственным органом срок проект нормативного правового акта считается согласованным без замечаний. Рекомендации являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами. Рекомендации представляются на казахском и русском языках. Центральный государственный орган, местный представительный или местный исполнительный орган при согласии с рекомендациями Общественного совета вносят в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и (или) дополнения.
В случае несогласия с рекомендациями центральный государственный орган, местный представительный или местный исполнительный орган направляют в соответствующий Общественный совет в течение десяти рабочих дней ответ с обоснованием причин несогласия. Такие ответы с обоснованием являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия. Таким образом, отношения человека и государства, людей между собой становятся правовыми, то есть урегулированные правом, при этом регламентируются правовыми нормами, определенными в новом Законе «О правовых актах», что в совокупности составляют действующее законодательство.
Согласно новому Закону «О правовых актах» к нормативным правовым решениям маслихатов, постановлениям акиматов, решениям акимов, имеющим общеобязательное значение и касающимся прав, свобод и обязанностей граждан и подлежащим обязательной государственной регистрации в территориальных органах юстиции, также присоединились и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий. Ведь на сегодняшний день государственная регистрация нормативных правовых актов - это важнейшее направление деятельности органов юстиции. В соответствии с Законом «Об органах юстиции» деятельность органов юстиции в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов закреплена на законодательном уровне, этому институту в данном Законе уделено большое внимание. Еще одно новшество в сфере регистрации нормативных правовых актов определено в ст. 13 Закона РК «О правовых актах» и включает в себя порядок использования аналогии закона и аналогии права. Данная статья подразумевает под собой применение аналогии закона или аналогии права при отсутствии норм права, регулирующих конкретные общественные отношения. В случае отсутствия норм права, регулирующих определенные отношения, применяется аналогия закона, однако если использование данной нормы невозможно, то в таком случае используется аналогия права. В процессе применения аналогии закона и аналогии права не допускается установление новых обязанностей или ограничение прав физических или юридических лиц. Возможность же применения аналогии закона и аналогии права в отношениях, регулируемых конкретными отраслями законодательства, определяется соответствующими законодательными актами.
Корректировка произошла и в сфере официального опубликования нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов, нормативных правовых постановлений ревизионных комиссий и нормативных правовых решений акимов, обозначенных в ст. 39 данного Закона.
Официальное опубликование вышеуказанных актов осуществляется в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде, также может осуществляться в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, тогда как данная норма предусматривала обязательный порядок публикации в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Все нововведения говорят о положительных результатах проводимой Главой нашего государства - Лидером Нации - политики как внутри страны, так и на мировой арене.
Развитие казахстанского законодательства и его эффективное применение, формирование правового государства в нашей стране - жизненная необходимость. Только правовое государство делает возможным свободное развитие каждой личности и всего общества, способствует укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны, укреплению казахстанской государственности.