Регистрация и апостилирование
Г. Акимова,
заместитель руководителя Департамента
юстиции Акмолинской области
Органами юстиции Казахстана оказывается целый ряд государственных услуг, в том числе в электронном формате.
При этом, если проанализировать работу регистрирующего органа за последние три года в сфере оказания государственных услуг, в том числе в электронном формате, можно с уверенностью сказать, что населением нашей республики положительно оценены данные нововведения и граждане пользуются возможностью получить госуслуги в электронном виде.
Хотелось бы остановиться на государственных услугах, оказываемых органами юстиции в сфере регистрации недвижимого имущества и юридических лиц, а также апостилирования документов.
Согласно Стандартам государственных услуг органами юстиции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество оказывается семь видов государственных услуг.
Четыре вида информационных услуг в сфере регистрации прав на недвижимость (справка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, справка о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество, сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества) выдаются в электронном виде через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и веб-портал «электронного правительства» в течение 15 минут на бесплатной основе.
Госуслуга «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество» осуществляется двумя способами: путем подачи документов через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» и оказывается в течение трех рабочих дней, и в тех случаях, когда права (обременения прав) возникают, изменяются или прекращаются на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке, осуществляется электронная регистрация.
Электронная регистрация осуществляется путем направления правоустанавливающего документа в электронном виде, заверенного электронной цифровой подписью нотариуса, из Единой нотариальной информационной системы (ЕНИС) в информационную систему правового кадастра автоматически, после нотариального удостоверения сделки.
Данный механизм предоставил гражданам возможность в одном месте (у нотариуса) и в течение одного рабочего дня зарегистрировать свои права на имущество без дополнительных затрат за регистрацию.
За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество взимается сбор в порядке, установленном ст. 456 Налогового кодекса РК.
К примеру, в сравнении с отчетным периодом 2015 г., в 2016 г. наблюдается увеличение на 15,04 процента произведенной электронной регистрации прав на недвижимое имущество по Акмолинской области (2016 г. - 9480, 2015 г. - 8054).
В соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, совершенной в г. Гааге 5 октября 1961 года, на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль.
Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и подлинность печати или штампа, которыми скреплен документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.
Документы принимаются для проставления апостиля как в подлинниках, так и в нотариально засвидетельствованных копиях.
Проставление штампа апостиль является государственной услугой, которая оказывается через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» в течение двух рабочих дней, если же заявление подается через портал «электронного правительства» - одного рабочего дня.
Документы, представляемые для проставления апостиля, должны быть написаны ясно и четко, подписи должностных лиц и оттиски печатей - отчетливы, так как эта категория документов используется за границей, представляя лицо нашей страны. За первое полугодие 2016 года Департаментом юстиции Акмолинской области апостилировано 680 документов, за 2015 год - 960.
В сфере государственной регистрации юридических лиц все госуслуги оказываются на альтернативной основе через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и веб-портал «электронного правительства».
Через портал «электронного правительства» зарегистрировано более 400 субъектов частного предпринимательства, что значительно превышает количество зарегистрированных субъектов на бумажных носителях через ЦОНы.
Ежегодно увеличивается перечень услуг, переведенных в электронный формат. Так, на альтернативной основе в электронный формат переведены услуги по ликвидации юридических лиц, снятию с учетной регистрации филиалов и представительств, перерегистрации, внесению изменений в учредительные документы юридических лиц, в том числе по уведомлению.
С 2013 года значительно упрощен порядок регистрации субъектов бизнеса, а именно: в процессе государственной регистрации (перерегистрации) субъекты бизнеса уставы не предоставляют, минимальный размер уставного капитала для субъектов малого предпринимательства определен нулевым уровнем, а с 2015 года регистрация и ликвидация субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется без взимания регистрационного сбора, т.е. бесплатно.
Значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации (ликвидации) юридических лиц. Так, при регистрации юридические лица (филиалы и представительства) не предоставляют документ, подтверждающий местонахождение, и несут полную ответственность за достоверность представленных сведений.
В процессе ликвидации исключена необходимость предоставления справки об отсутствии налоговой задолженности. При этом ликвидируемому юридическому лицу очень важно принять во внимание, что в первую очередь при ликвидации необходимо исполнить все налоговые обязательства в целях исключения возможности отказа в регистрации ликвидации. Объявление о ликвидации юридического лица необходимо подавать исключительно в «Юридическую газету» (либо газету «Заң»), срок для предъявления претензий кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации в газете. Данный срок, предусмотренный ст. 50 Гражданского кодекса РК, не может быть сокращен.
По всем интересующим вопросам граждане могут проконсультироваться в Департаменте, районных (городских) управлениях юстиции области.