Гарантия защиты прав и свобод человека
А. Абдыкулова,
судья Сарыаркинского
районного суда г. Астаны
Исторические достижения конституционного строя Казахстана измеряются не столько временем, сколько важностью происходивших преобразований. Поступательный переход к построению правового демократического государства требовал оформления правового статуса Казахстана как суверенного самостоятельного государства, и в этом главенствующая роль отдана принятию Основного Закона - Конституции.
Совершенно правильным было проведение референдума по принятию Конституции РК именно в начале реформ, поскольку сразу же были установлены высокие стандарты для формирования демократического государства. Конституция Республики Казахстан способствовала укреплению государственности, защите прав и свобод человека и гражданина. С принятием Конституции связано появление последних, прогрессивных правовых новелл.
В Конституции Республики Казахстан установлены приоритеты и функции, необходимые для благополучного развития страны, - государственное устройство с разделением ветвей власти, права и свободы человека. В период становления молодого независимого государства, становления страны на новый путь развития Конституция стала прочной основой укрепления государства. Основной Закон суверенного государства - Республики Казахстан и в настоящее время является опорой развития Казахстана в условиях политической стабильности.
Особенно хотелось бы остановиться на важности некоторых конституционных норм нашего государства. Право на судебную защиту граждан гарантировано ст. 13 Конституции Республики Казахстан, которая на протяжении более 20 лет является верным путеводителем каждого человека.
В соблюдение указанной нормы Основного Закона только судами республики осуществляется защита нарушенных прав и интересов физических и юридических лиц путем отправления правосудия.
Полномочия постоянных судей Республики Казахстан наделяются Указом Главы государства, чем выражается высокое доверие народа, государства в лице Президента Республики Казахстан. Судебная система как отдельная ветвь власти независима от других ветвей власти, что налагает особую ответственность на судей Казахстана.
Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по Закону (ст. 77), что подтверждает статус правового государства в целом.
Независимость судей Республики Казахстан защищена Конституцией (п. 1 ст. 79). Обеспечение независимости судей при отправлении правосудия является одним из первостепенных и особо важных приоритетов Основного Закона правового государства.
В судебной системе Казахстана произошли концептуальные изменения, являющиеся неотъемлемой частью правовой защиты граждан и качественного отправления правосудия в республике. Необходимо отметить практически реализованное достижение судебной системы Казахстана - разделение гражданских и уголовных судов, а также создание межрайонных специализированных экономических, административных судов, судов по делам несовершеннолетних и по уголовным делам. Указанное реформирование продиктовано Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», предусматривающих принципиальную возможность создания специализированных судов в рамках системы судов общей юрисдикции.
В Плане нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» особое внимание уделено реформе судебной системы. В целях реализации задач, поставленных Главой государства, претворены значимые изменения в судебной системе в рамках Плана нации.
Оптимизированы судебные инстанции путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Это значит, что все дела по первой инстанции будут рассматриваться в районных судах, апелляция - в областных судах, а кассация - в Верховном Суде, что в полном объеме соответствует международным стандартам.
Одним из поручений Президента страны Нурсултана Назарбаева для судебных органов было усиление квалификационных требований к судьям.
Как известно, 4 декабря 2015 года принят Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей», согласно которому ст. 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» изложена в новой редакции, определяющей справедливые требования, предъявляемые к кандидатам в судьи первой инстанции, в том числе наличие высшего юридического образования, высоких морально-нравственных качеств, безупречной репутации и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии.
Кандидаты в судьи проходят годичную оплачиваемую стажировку в суде на постоянной основе с отрывом от основного места работы. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в статье «План нации - путь к казахстанской мечте» отметил, что 1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества.
В связи с этим хотелось подчеркнуть, что знаменательным событием для судебной системы является введение в действие с 1 января 2016 года нового Гражданского процессуального кодекса, принятого 31 октября 2015 года. Одними из значимых норм нового ГПК являются примирительные процедуры, в том числе судебная медиация. Если ранее медиация могла быть проведена только медиаторами, то сейчас медиацию может провести судья, рассматривающий конкретное дело по ходатайству сторон. При этом стороны не лишены права заявить ходатайство о передаче дела для проведения медиации другому судье.
В результате проведения судебной медиации составляется медиативное соглашение, которое впоследствии предлагается суду на утверждение.
Утвердив медиативное соглашение, суд прекращает производство по делу. Положительным моментом заключения медиативного соглашения между сторонами надо отметить возвращение уплаченной истцом государственной пошлины, завершение рассмотрения спора в кратчайшие сроки, и, конечно же, примирение сторон, что соответствует международным стандартам.
Основными принципами, на которых строится медиация, являются: добровольность участия в процедуре, беспристрастность и нейтральность со стороны медиатора, конфиденциальность, прозрачность, принятие и уважение сторон медиатором и сторонами друг друга. Поэтому эффективность проведения медиации бесспорна.
Наряду с этим можно назвать еще одну примирительную процедуру, ранее не практиковавшуюся в судах, - это партисипативная процедура. Партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон.
Оптимизирована работа по проведению судебных заседаний с применением аудиовидеофиксации. В соответствии со ст. 283 ГПК о каждом судебном заседании суда первой инстанции, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол в письменной форме либо краткий протокол при ведении аудиовидеозаписи судебного заседания.
Все залы судов технически оснащены специальной аппаратурой, фиксирующей ход судебного заседания.
Данный способ очень эффективен, поскольку обеспечивает полную фиксацию судебного заседания. При этом изменение, редактирование записи исключается.
Ст. 13 Конституции Республики Казахстан, как и нормами Всеобщей декларации прав человека установлено право каждого на судебную защиту. Президентом Республики Казахстан перед судебной системой приоритетной задачей поставлено обеспечение доступа к правосудию. В целях реализации данной задачи внедрен электронный сервис «Судебный кабинет», размещенный на сайте суда. «Судебный кабинет» - это единое окно для доступа к электронным сервисам судебных органов Республики Казахстан. Данный сервис очень удобен, доступен и легок в маневрировании.
На сайте размещены инструкция по работе с «Судебным кабинетом», в том числе и по использованию мобильного приложения, справка по работе.
Бесспорно, что развитие и дальнейшее совершенствование судебной системы на основе Конституции будет гарантией укрепления судебной власти, и независимости судей, будет способствовать совершенствованию судопроизводства и расширению доступа граждан к правосудию.