Обратная сила закона (Ш. Нусупова, судья СМЭС г. Астаны)

Обратная сила закона

 

Ш. Нусупова,

судья СМЭС г. Астаны

 

В силу Закона РК «О нормативных правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

АО «А» обратилось в суд с иском к ТОО «Б» о признании недобросовестным участником государственных закупок, мотивируя свои требования тем, что в декабре 2015 года ТОО подало заявку на участие в государственных закупках товара. После окончания приема заявок выявлен факт предоставления недостоверных сведений, в связи с чем потенциальный поставщик признан не соответствующим квалификационным требованиям и не допущен к участию в конкурсе.

Согласно п.п. 1) п. 4 ст. 11 Закона РК «О государственных закупках», действующего на момент признания поставщика не соответствующим квалификационным требованиям, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона РК «О государственных закупках» потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию, позволившую им стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой с ними заключен договор о госзакупках, включаются в Реестр недобросовестных участников госзакупок.

Таким образом, новым Законом установлено, что в Реестр недобросовестных участников госзакупок включается потенциальный поставщик, предоставивший недостоверную информацию, и который благодаря этим недостоверным сведениям стал победителем конкурса (аукциона) и с ним заключен договор о государственных закупках.

В силу Закона РК «О нормативных правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из этого правила составляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также, когда последний устраняет или смягчает предусмотренную ранее ответственность за правонарушение.

В данном случае ТОО «Б» победителем конкурса не признано, следовательно, с ним не заключен договор о государственных закупках. Ввиду того, что Закон устранил ответственность за предоставление недостоверной информации на конкурс (аукцион) таким лицом, суд применил обратную силу закона и отказал в удовлетворении иска АО «А».

Аналогично отказано в удовлетворении требований ГУ «С» о признании недобросовестным участником госзакупок АО «И» по следующим основаниям.

Между сторонами заключен договор, согласно которому ответчик обязался оказать услуги по капитальному ремонту боевой техники в срок до 30 ноября 2014 года и 30 ноября 2015 года, а истец - принять результат работ и оплатить их стоимость. Ответчик работы, предусмотренные на 2015 год, не выполнил.

В силу ст. 1 закона о государственных закупках настоящий закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа.

Поскольку АО «И» не выполнило объем работ, обусловленный договором на 2015 год, доказательств уважительности причин нарушения обязательств не представлено, иск заявлен своевременно, в соответствии с Законом «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года подлежит признанию недобросовестным участником государственных закупок. Однако в соответствии с Законом «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года закупки товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа, указанный закон не применяется.

Суд применил обратную силу закона, так как на момент рассмотрения иска в суде заключение и исполнение договоров о закупе товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа, законодательством о государственных закупках не регулировалось.

Следите за новостями zakon.kz в: