Добросовестно исполнять обязанности
Даулет Доснов,
гл. специалист-секретарь судебного
заседания суда № 2 г. Петропавловска
В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан. Независимость - самое большое достижение в новейшей истории страны. На сегодняшний день в Казахстане сформировалась собственная модель государственной службы, направленная, прежде всего, на претворение в жизнь тех задач и целей, которые ставит перед собой государство.
В этой связи необходимо четкое понимание действий, совершаемых на государственной службе, и последствий, которые возможны при недобросовестном исполнении своих обязанностей каждым государственным служащим.
Являясь проводником государственных программ, государственная служба, а равно каждый государственный служащий должен стремиться исполнять свои обязанности профессионально и качественно, строго следовать дисциплине - начиная от соблюдения рабочего графика, заканчивая поведением в обществе.
В настоящее время государство уделяет серьезное внимание вопросам, касающимся необходимости повышения имиджа государственных служащих.
В современных условиях вопросы усиления требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих потребовали совершенствования законодательства в данной сфере, способствующего повышению доверия к государственным органам со стороны общества.
Главой государства в Плане нации «100 конкретных шагов» была поставлена задача по внедрению новых этических правил путем разработки нового Этического кодекса государственных служащих, а также введения должности уполномоченного по вопросам этики. Итогом реализации данной задачи стал новый Этический кодекс государственных служащих (Правила служебной этики государственных служащих), утвержденный Указом Президента РК от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», который вступил в действие с 1 января 2016 года.
Этический кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
В частности, госслужащие должны способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана; быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность.
Кроме того, государственные служащие должны повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами республики ограничения и запреты; своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности.
Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
Кодексом определены стандарты поведения в служебных отношениях. Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны, в частности, способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества; пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих.
Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны:
- своим поведением служить примером справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;
- обеспечивать соблюдение принципов меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка), т.е. при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности.
Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности, должны незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики.
В отличие от Кодекса чести государственных служащих, который действовал вплоть до конца 2015 года, в новом документе шире определены стандарты поведения государственных служащих во внеслужебное время, связанные с публичными выступлениями, в том числе в СМИ. Для этого в Кодексе предусмотрен отдельный раздел.
Например, согласно Этическому кодексу в нерабочее время государственные служащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Кроме того, государственным служащим не следует:
- публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям политики государства;
- раскрывать служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию.
При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.
Таким образом, новый Этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности государственных служащих, конкретизирует и систематизирует правила поведения государственных служащих при возникновении конфликта интересов взаимоотношений с окружающими.
Указом «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» Президент РК утвердил положение об Уполномоченном по этике.
Уполномоченный по этике вводится в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов), аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
При внедрении данного института изучался передовой опыт Германии, Великобритании, США, Венгрии.
Основными задачами Уполномоченного по этике являются профилактика нарушений этических норм, консультирование служащих государственного органа по вопросам коррупции и служебной этики, предупреждение руководства государственного органа о возможности возникновения у служащего конфликта интересов.
Помимо этого, в его функции входит защита прав и интересов государственных служащих, формирование позитивного морально-психологического климата в государственном органе. Функции Уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
На нынешнем этапе для суверенного Казахстана становится актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности населения страны.
Принятый Этический кодекс государственного служащего и Положение об уполномоченных по этике будут способствовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства и обеспечат единую нравственно-правовую основу для эффективных действий всех государственных структур.