Сервитут на земельный участок
А. Нуржанов,
судья суда г. Актобе
Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) содержится в ст. 67 Земельного кодекса. В ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.
Так, если публичный сервитут устанавливается властным путем указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре (гл. 22-24 ГК РК).
В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры - направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе - обращение в суд.
Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст. 67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.
Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут (в том числе и публичный, установленный на землях, принадлежащих государству) предоставляется за плату и не навечно.
Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются:
- площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования;
- цель, для которой предоставляется сервитут;
- размер платы.
В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».
Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей (п. 29 ст. 1 Закона).
Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).
Подлежит обязательной регистрации
Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, от содержания и цели сервитута, от того - является ли сервитут частным или публичным, закон о государственной регистрации рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом - как обременение, в третьем - как преимущественные интересы. Такое разделение имеет для судов практическое значение.
Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации. Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации.
При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п. 30 ст. 1 Закона).
Напротив, в ст. 5 Закона сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной государственной регистрации обременение.
Преимущественный интерес
Ст. 8 устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на незакрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты, рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.
Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст. 24 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).
Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст. 21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута. Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.
По договору с субъектами права
П. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а п. 3 ст. 67 - что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.
П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.
Помимо этого, п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.
Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю, законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересу частника.
Требовать изъятия
Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил ее взимания при частном сервитуте. П. 7 ст. 69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.
В частности, п. 7 ст. 69 Кодекса гласит, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности - другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.
Право ограниченного землепользования
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.
Согласно п. 1 пп. 1 п. 2 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях - от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).
Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 данного Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.
Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.