Комплексная информатизация судов
А. Еслямова,
судья СМЭС
Северо-Казахстанской области
Одним из перспективных направлений оптимизации работы по отправлению правосудия, достижения максимальной прозрачности судопроизводства является применение информационных технологий.
В современных условиях возрастает потребность в оперативном поиске и получении информации, требуется оптимизация и ускорение любых, в том числе судебных процедур. Своевременное и справедливое правосудие должно быть организовано в соответствии с требованиями времени.
Начало комплексной информатизации судов Казахстана, как правило, связывают с утверждением в 2003 году Концепции автоматизированной информационно-аналитической системы «Судебное администрирование». В результате реализации этой Концепции к 2007 году была внедрена Единая автоматизированная информационно-аналитическая система (ЕАИАС) во всех судах Казахстана.
В результате в судах значительно сократился бумажный документооборот, автоматизированы процессы сбора первичных данных, формирования статистики и распределения дел, ЕАИАС была интегрирована с Единой системой электронного документооборота государственных органов, с ведомственными и межведомственными электронными базами.
Параллельно шла работа по созданию электронных информационных ресурсов судов. В настоящее время интернет-ресурсы Верховного и местных судов Казахстана действуют на единой платформе. Со второго полугодия 2014 года интернет-ресурс Верховного Суда уверенно занимает лидирующее положение в рейтинге официальных сайтов государственных органов Казахстана. На сегодня фактически речь идет не о сайте, а о полноценном портале Верховного Суда, обеспечивающем информацию и электронные услуги для внешних пользователей, а также, условно говоря, закрытую часть для внутренних пользователей - судов и профессиональных участников судопроизводства.
Логическим продолжением этой работы стало введение с 1 января 2012 года обязательного применения в судах электронной цифровой подписи (ЭЦП), обеспечивающей легитимность судебных актов и документов.
Следует отметить, что Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был принят еще 7 января 2003 года, однако актуальность использования в судах ЭЦП, имеющих регистрационные свидетельства Национального удостоверяющего центра, назрела с принятием Закона РК от 15 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства». Этим Законом были введены такие новшества, как подача электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания и о рассмотрении замечаний на протокол, уплата госпошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства», обязанность суда по изготовлению и выдаче электронного протокола судебного заседания. Все указанные сервисы были реализованы к тому времени на портале «электронного правительства».
На сегодняшний день все судьи и работники канцелярий судов обеспечены электронной цифровой подписью, местными судами осуществляется регистрация и отправка корреспонденции по «ЕСЭДО» и обращений граждан, поступивших с портала «электронного правительства»
В целях повышения оперативности судопроизводства и сокращения бумажного документооборота было внедрено электронное извещение участников судопроизводства. Во всех судах республики введена система извещения участников судебного процесса о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий посредством сообщений, направляемых по абонентскому номеру сотовой связи. В последующем введено использование электронных извещений по электронному адресу. В 2014 году совместно с АО «Казпочта» реализован проект «Гибридная почта», который существенно улучшил показатели извещения и явки участников процесса в суд.
Наработанный опыт принятия судами электронных исков и заявлений, электронных извещений был эффективно использован в дальнейшем при создании на интернет-ресурсе Верховного Суда специального сервиса «Судебный кабинет». Этот сервис позволяет осуществить подготовку и подачу в суд электронных исков, заявлений, онлайн-оплаты госпошлины, ознакомиться с процессуальными действиями суда и ходом рассмотрения дела, оперативно получить уведомления суда и судебные акты.
В 2015 году для удобства пользователей запущена мобильная версия «Судебного кабинета».
Применительно к вопросу об информационных сервисах Верховного Суда нельзя не отметить внедрение сервисов «Справочник по судебным делам», «Банк судебных актов», «Электронное наблюдательное производство», «Ознакомление с судебными документами». Эти сервисы по существу являются поисковиками судебных документов по различным реквизитам, в том числе по номеру дела, наименованию стороны, участвующей в деле, дате или месту слушания, категории дела или отдельным словам, используемым в тексте судебного документа.
С 1 ноября 2012 года введен в действие Контакт-центр судебных органов, который в дальнейшем модернизирован с предоставлением бесплатного дозвона. Ежедневно на короткий номер Call-центра 1401 поступает до сотни звонков из всех регионов республики, что позволяет получать актуальную информацию о состоянии работы судов, своевременно исправлять имеющиеся недочеты.
Запущена новая Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан «Төрелік» в части делопроизводства с 1 апреля 2015 года, в части судопроизводства в Военном Суде Республики Казахстан и его гарнизонах с 1 сентября 2015 года, а по всей республике - с 1 января 2016 года.
Уникальность новой системы «Төрелік» состоит в том, что она позволяет вести автоматизированный учет и контроль соблюдения сроков при регистрации, рассмотрении исковых заявлений (жалоб), и, в целом, за соблюдением всех процессуальных сроков. Система осуществляет доступ ко всем необходимым в процессе отправления правосудия информационным базам государственных органов. ИП «Төрелік» позволяет выполнить сразу три задачи: эффективно организовать работу судей; облегчить и упростить доступ к судебной защите; обеспечить новые возможности для контроля и исключения человеческого фактора, в том числе любых непроцессуальных контактов.
Таким образом, использование информационных технологий в судебной деятельности дает ряд огромных возможностей и преимуществ.
Внедрение и применение современных технологий, в том числе вышеуказанных проектов в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности к коррупции, экономит время и средства граждан, позволяет достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.