«Оңай» продолжает путь
Сахибам Садырова
С 1 октября 2015 года с целью наведения порядка в общественном транспорте г. Алматы была запущена система электронного билетирования с простым названием «Оңай». Поначалу новшество было нацелено на полный отказ от наличных денег при оплате проезда. Однако сегодня, спустя больше года после внедрения новой системы, можно, как и раньше, расплачиваться наличными.
Долгие годы общественный транспорт для горожан - самая настоящая головная боль. Пассажиры ежедневно вынуждены ездить в грязных автобусах, которые забиты в час-пик, бывают, сталкиваются с некультурным обслуживающим персоналом.
С 2008 года постепенно в городе стали появляться новые автобусы, работающие на газе, со встроенными валидаторами. На их внедрение инвесторы потратили около 50 млн. долларов. Однако техника прослужила недолго. Стала быстро выходить из строя: то зажевывала билет, то не выдавала сдачу. Принимала она только мелочи, поэтому купюры передавались водителю. К тому же аппарат было легко обмануть, например, 50 и 100 тенге по весу и габаритам схожи с двумя и пятью российскими рублями. Многие не хотели бросать деньги в сломанный валидатор и катались бесплатно.
Безбилетников отслеживали контролеры, которые выписывали штраф «зайцам». Имелись факты, когда водители некоторых городских маршрутов вместе с кондукторами вскрывали аппарат и присваивали деньги. Поэтому было принято решение исключить оборот наличных средств в общественном транспорте.
11 января 2016 года на городских маршрутах общественного транспорта состоялся полный переход на систему электронного билетирования. В эксплуатацию «Оңай» акимат г. Алматы совместно с ТОО «Транспортный холдинг» вложили 837,5 млн. тенге. На адаптацию горожан к новой системе было отведено три месяца. За это время алматинцы должны были успеть приобрести единые карты оплаты проезда, а пенсионеры, студенты и школьники получить бесплатные именные льготные карты. Теперь пассажирам необходимо производить регистрацию оплаты за проезд посредством трех карт: транспортного, проездного и специального мобильного транспортного терминала с дальнейшим получением бумажного билета «Оңай» на разовый проезд.
Не так просто
Новшество вызвало шквал эмоций у пользователей. Изменения, которые должны были вывести из тени прибыль перевозчиков, приняты неоднозначно. Алматинцы не могли отвыкнуть от привычной мелочи. На пластиковые карты требовалось больше времени, чтобы пополнить и дождаться, пока средства поступят на счет. К тому же пользователи стали жаловаться на то, что баланс неожиданно уходит в минус. По телефону горячей линии «Оңай» подтвердили, что подобные факты случаются часто. Для разбирательства в причине исчезновения денег с карты пользователям необходимо приехать в офис компании.
- Единицы могут уйти в минус из-за того, что карта не отправлена в список карт без баланса. Как только номер карты попадет в список, дальнейшая оплата невозможна, до пополнения баланса. После пополнения карты минусовой баланс отнимается от имеющийся суммы. Однако деньги не могут просто так исчезнуть, - объяснили в Транспортном холдинге.
Более того, с внедрением «Оңай» сложность возникла не только с оплатой. Возникали конфликты со специально организованной контрольно-ревизионной службой, которые штрафуют нарушителей в размере двух МРП (4242 тенге), а водителей - пяти МРП (10 605 тенге). Дело доходило не только до драк, но и масштабных пикетов. Возмущенные граждане, среди них прежде всего водители, выступали против полноценного использования системы. Руководители частных автопарков не раз заявляли, что электронное билетирование разоряет их.
Начальник автопарка «Мадина» Бекежан Тыныштыкбай в телефонном разговоре рассказал, что при запуске «Оңай» компании обещали увеличить прибыль до 30 процентов, однако, напротив, она терпит убытки в более чем 250 млн. тенге.
- Автопарки мегаполиса в этом году, по сравнению с прошлым годом, потеряли свыше трех миллиардов тенге. Нам говорят, что это не из-за системы «Оңай», а из-за повышения цен на запчасти и топливо. С таким выводом мы не согласны, - сказал Б. Тыныштыкбай.
Для того чтобы не обанкротиться, представители автопарков обратились в горакимат с просьбой повысить цену за проезд. Перевозчики посчитали, что в среднем проезд в автобусах должен стоить 250 тенге. Как известно, в последний раз стоимость проезда в городе повышалась в 2012 году с 50 до 80 тенге. В свою очередь, в акимате потребовали предоставить расчеты и заверили горожан, что в ближайшее время повышение цен на проезд не предусматривается.
Между тем отметим, что в Алматы проезд является одним из самых дорогих по стране. К примеру, в Костанае, Уральске, Павлодаре, Семее, Талдыкоргане - 60 тенге; Усть-Каменогорске - 75 тенге; Шымкенте, Кызылорде, Актау - 50 тенге; Актобе и Таразе - 55 тенге; Атырау и Караганде - 80 тенге, а в Астане он составляет 90 тенге.
Однако водители говорят, что за рулем много не заработаешь. В этом месяце в рейс не вышли 40 человек. Митингующие перекрыли дорогу не поддержавшим забастовку коллегам и открыто пожаловались на низкую заработную плату и слишком высокий план.
- В парк приезжаем в полночь, два-три часа поспим, и опять в четыре утра на линию. И получаем всего 40-60 тысяч тенге в месяц. Мы все устали так работать и поэтому собрались и просим, чтобы нас услышали. Раньше мы получали по 200 тысяч тенге, а сейчас едва концы с концами сводим, - сказал один из водителей Максат Жауашев.
Сотрудники автопарка требуют уменьшить план, поднять зарплату и отказаться от электронной системы обилечивания «Оңай».
Махинации с оплатой
Комментируя сложившуюся ситуацию вокруг системы «Оңай», временно исполняющий обязанности директора «Транспортного холдинга» Садир Хамраев отметил, что отрасль пассажирских перевозок - одна из самых сложных, и менять то, что сложилось десятками лет, непросто. Городские маршруты обслуживают 16 перевозчиков, с каждым из которых регулярно ведутся работы по улучшению деятельности перевозчиков и их сотрудников в системе электронного билетирования и увеличению поступлений.
- Мы вторглись в комфортный жизненный уклад перевозчиков, когда они каждый день приносили определенное количество денег, при этом их никогда никто не контролировал. Теперь после внедрения «Оңай» мы собираем деньги прозрачно. Каждого водителя невозможно контролировать, чтобы это осуществить, мы должны нанять около четырех тысяч контролеров, но это неправильный подход. Во всем мире контролеры проверяют пассажиров, а не водителей, - отметил Садир Хамраев.
По его словам, конечно, есть те, кто работает добросовестно и честно, но некоторые работники не соблюдают графиков. Они обманывают пассажиров, подсовывают вчерашние билеты, либо выдают половинчатые билеты, либо пустые. Недобросовестные водители продолжают собирать с пассажиров оплату за проезд в свой карман, в обход системы, что, в свою очередь, влечет многомиллионные убытки для автопарков и мешает обновлению подвижного состава.
В Транспортном холдинге г. Алматы рассказали о наиболее популярных махинациях водителей с бумажными билетами «Оңай» на разовый проезд.
- Самый распространенный вид нарушения - пустой билет. Водитель или кондуктор просто вынимает ленту из мобильного терминала и выдает пассажирам билеты без каких-либо данных - даты, времени поездки, номера маршрута, госномера и стоимости.
- Чтобы обмануть систему, пассажирам выдается половина билета, т.е. водитель продает один билет двум пассажирам. Таким образом, оставляя половину выручки себе. А также были зафиксированы случаи, когда водители собирали использованные билеты у пассажиров и продавали их снова уже другим пассажирам.
- Из-за действий таких водителей страдает вся система общественного транспорта. У водителей есть возможность получать высокую зарплату, не прибегая к махинациям. Для этого им всего-то надо добросовестно выполнять свои обязанности. Если водитель нарушает правила, не соблюдает график, работает на свой карман, то, конечно, мы применяем меры, - подчеркнул директор ТОО «Грин Бас» Бауыржан Кулишев.
Между тем в стороне не остаются и сами пассажиры, которые на сегодня придумали разные способы обмана системы. Ловят предприимчивых алматинцев контролеры. В автобусах города ездят не только безбилетники, но и пользователи чужих или неработающих карт. К примеру, участились случаи, когда родители используют льготные карты детей-школьников.
- Контролеры постоянно выявляют, как взрослые люди ездят вместо детей, пользуются недействующими картами, говорят, что терминал не работает, а на карте якобы есть деньги, и бесплатно ездят. Мы изъяли около 300 таких карт, - сказал Б. Кулишев.
Контрольно-ревизионная служба за год выявила 170 человек, которые занимаются различными махинациями, чтобы обмануть систему. В Транспортном холдинге говорят, что ничего не могут поделать с этими пассажирами. В случае, если удается обнаружить такие нарушения, контролеры изымают карту.
Еще одним новшеством в борьбе с теневыми деньгами стал ввод ручных терминалов для выдачи билетов, опять же для удобства пассажиров. Теперь, принимая наличную оплату, кондуктор или водитель обязуются предоставить пассажиру билет с данными о времени посадки и транспортного средства.
Продолжение следует...
Сегодня многие согласны с тем, что внедрение системы было поспешным. Некоторые вопросы остались непроработанными. Нужно было прежде пересмотреть тарифы на общественный транспорт. Сейчас у пассажиров нет никаких стимулов пользоваться именно электронной картой, кроме льготников, поскольку можно расплатиться наличкой. Сама идея электронного билетирования хорошая и ею успешно пользуются в других странах. Поэтому разработчики не намерены опускать руки.
- Если бы быстро не ввели систему, растянув ее внедрение на несколько лет, то все осталось бы на бумаге. Все в принципе сделано правильно. Мы в законодательство вносим такое понятие, как дифференцированный тариф. Допустим, если платить картой, то проезд будет 80 тенге, а если воспользоваться разовой оплатой, то цена должна быть выше. Например, в Москве по электронной карте можно заплатить за проезд 24 рубля, а по разовому билету уже 50 рублей. В этом случае у пассажиров появится некая мотивация, и они уже будут задумываться о пользе электронных карт. Но здесь будут все решать местные исполнительные органы, - отметил С. Хамраев.
По его мнению, все усложнили сами пассажиры, идя на поводу у водителей, которые ищут выгоду для себя. И сегодня проблемы возникают в большей степени в законодательной сфере, то есть технологии шагнули далеко вперед, а нормативные акты, которые регламентируют отношения пассажиров с водителями, уполномоченных органов - с перевозчиками, устарели и требуют изменений. Возвращение кондукторов на места, считает эксперт, правильно.
- Мы не возвращаемся в прошлое. Сейчас контролеры выдают билеты, не препятствуют развитию системы, следят за порядком. Да и жителям так спокойнее. Главное, чтобы пассажир требовал правильный билет, - прокомментировал С. Хамраев.
По его словам, воздействовать на автобусные парки и их водителей у Транспортного холдинга нет полномочий, кроме того, у акимата тоже мало рычагов давления. Поэтому инициирован ряд поправок в законодательство. Например, контролеры могут быть наделены правом штрафовать за безбилетный проезд или испорченный билет.
Постоянные пользователи утверждают, что электронное билетирование - удобная система. На 24 октября 2016 года реализовано и выдано 1 268 592 транспортных карт «Оңай». Количество уникальных пользователей достигло 529 804. Благодаря системе появилась возможность получать данные для планирования бюджетных средств и прозрачного финансирования затрат перевозчиков по предоставлению услуг льготным категориям граждан, что позволило местным органам власти расширить перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд. Немаловажной стала возможность детализации поездок пассажиров, что позволило гражданам контролировать свои расходы на проезд, планировать свой бюджет. С внедрением системы родители могут увидеть все осуществляемые на общественном транспорте поездки своих детей, что является дополнительным инструментом контроля за их передвижением.
Прозрачность сферы способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет города и приходу новых инвестиций в транспортную отрасль. Начался процесс обновления перевозчиками подвижного состава. Так, компания «Green Bus Company» за счет собственных средств приобрела 135 новых подвижных единиц, работающих на газе.
- Транспортная сфера всегда требует планомерного подхода, и это нововведение не является исключением. Ускорить процесс, безусловно, позволит личная ответственность пассажиров, которые сами будут понимать, что оплата наличными нежелательна. Внедрение системы электронного билетирования, обновление перевозчиками подвижного состава являются частью реформирования всей транспортной системы г. Алматы. За один год добиться безупречной работы невозможно, это показывает практика и в других странах. Впереди долгий и кропотливый труд всех участников сферы пассажирских перевозок. Ключевая роль остается за пассажирами. Пока сами пассажиры не откажутся от стимулирования роста теневого оборота и будут добровольно позволять водителям, кондукторам нарушать процесс оплаты за проезд - максимального успеха не достичь, - отметил Садир Хамраев.
Тем не менее, как показывает жизнь, идея системы «Оңай» не была воспринята горожанами всерьез. Карты приобрели более миллиона алматинцев, однако с тех пор, как в общественном транспорте заработали ручные терминалы, половина пользователей «Оңай» отказались от системы и предпочли расплачиваться наличными. Как и прежде, в автобусах работают контролеры. Под сомнением остается уровень комфорта городских автобусов. В автопарках разговоров с журналистами на тему «Оңай» и обслуживания маршрутов избегают. Похоже, порядок и удобство в общественном транспорте для горожан останется несбывшейся мечтой.