Дополняя основные способы защиты (И. Косаев, судья районного суда № 2 Ауэзовского района г. Алматы)

Дополняя основные способы защиты

 

Ильяс Косаев,

судья районного суда № 2

Ауэзовского района г. Алматы

 

Одной из задач совершенствования современного гражданского судопроизводства Республики Казахстан, поставленной Главой государства на VI Съезде судей РК, является содействие мирному урегулированию спора.

Положениями ст. 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется государственным судом, арбитражным и третейскими судами и иными способами, предусмотренными законодательными актами.

Бесспорно, судебное разбирательство по рассмотрению и разрешению гражданских споров и иные предусмотренные законодательством механизмы (омбудсмен, согласительные комиссии и другие) являются основными способами защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов. Однако нельзя отрицать, что в современных условиях динамичного развития гражданского общества и, как следствие, увеличения видов и количества правоотношений, они зачастую оказываются недостаточно эффективными.

Таким образом, особого внимания заслуживают дальнейшее развитие и расширение механизмов саморегулирования, когда сами субъекты общественных отношений имеют право, возможность и заинтересованность самостоятельно и добровольно разрешать конфликтные ситуации на взаимовыгодных условиях, при этом осуществляя контроль над используемой процедурой и ее результатом.

Таким образом, законодатель пошел по пути делегирования определенной части полномочий институтам гражданского общества, путем внедрения современных инструментов по разрешению споров, тем самым предоставляя сторонам конфликта добровольно, ответственно находить взаимоприемлемые пути решения возникшего спора.

Использование современных инструментов защиты нарушенных прав граждан необходимо, в первую очередь, в целях повышения правосознания и правовой культуры общества.

Вопросам внедрения и развития институтов внесудебного (альтернативного) разрешения гражданских споров системно уделяется внимание Главы государства и руководства Верховного Суда Республики Казахстан.

Необходимость постоянного совершенствования процедур внесудебного разрешения правовых споров отмечается в ряде стратегических документов страны, в частности, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определено, что в целях максимальной реализации прав участников гражданского судопроизводства, своевременной защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства, меры по совершенствованию гражданско-процессуального законодательства могли бы быть ориентированы также на закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Необходимость передачи споров по незначительным вопросам в институты внесудебного урегулирования споров в целях разгрузки судебной системы обозначена в Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства».

Также вопросы расширения внесудебного урегулирования споров как одно из направлений развития судоустройства явились предметом обсуждения на VI Съезде судей Республики Казахстан, прошедшем в г. Астане 20 ноября 2013 года.

Исходя из этого можно подчеркнуть, что в последние несколько лет вопросы внедрения новых действенных механизмов, а также укрепление потенциала существующих институтов внесудебного разрешения гражданских споров являются весьма актуальными.

В результате реализации указанных направлений, в 2011 году был принят Закон «О медиации в Республике Казахстан». Данным законом регулируются общественные отношения в сфере организации медиации, определяются ее принципы и процедура проведения, статус медиатора и предъявляемые к нему требования.

Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Осуществление медиации предполагается с соблюдением следующих принципов: добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, нейтральности и беспристрастности медиатора, прозрачности процедуры.

Опыт развитых правовых систем (голландской, американской) свидетельствует о том, что на практике внесудебные механизмы уже доказали свою эффективность и позволили существенно снизить нагрузку на государственную судебную систему.

На сегодняшний день с момента законодательного закрепления института медиации в Казахстане прошло более пяти лет и интерес со стороны общества к данному институту продолжает возрастать.

Наряду с принимаемыми мерами, направленными на развитие и укрепление потенциала медиации (семинары, «круглые столы» с участием широкого круга гражданского общества, представителей заинтересованных государственных органов, других организаций и медиаторов) Верховным Судом РК в период с мая по декабрь 2014 года реализован в отдельных судах республики пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство судебной медиации. За указанный период судами всего окончено около четырех тысяч дел с применением судебной медиации. Таким образом, эффективность и необходимость судебной медиации очевидна.

Нормами нового Гражданского процессуального кодекса, предусмотрена отдельная глава «Примирительные процедуры», которая детально регламентирует процедуру и последствия заключения мировых соглашений, соглашений об урегулировании спора в порядке медиации и соглашений об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

В соответствии с международным опытом введена судебная медиация, которая не является затратной. Допускается возможность проведения медиации судьей, в производстве которого находится дело, либо другим судьей по усмотрению сторон. Медиация в суде не исключает обращения к медиатору, тем самым сторонам представляется альтернативная возможность ее проведения.

Так, в частности, положениями ст. 174 ГПК РК на суд возложена обязанность принятия мер для примирения сторон, содействия им в урегулировании спора на всех стадиях процесса. Стороны могут урегулировать спор в полном объеме требований либо в части, заключив мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, либо используя иные способы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Необходимо отметить, что институт мирового соглашения в новом ГПК РК значительно усовершенствован и уточнен, в свою очередь, концептуально новыми в действующем законодательстве Республики Казахстан является институт судебной медиации и партисипативной процедуры.

Урегулирование спора (конфликта) в порядке медиации, (ст.ст. 179, 180 ГПК), включает в себя разрешение спора путем судебной медиации. Так, стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций заявить ходатайство об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации. При этом имеется ограничение, когда ходатайство сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации может быть заявлено в суде кассационной инстанции: если это не требует дополнительных процессуальных действий и приостановления рассмотрения дела. Одновременно с ходатайством в суде кассационной инстанции стороны должны представить соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации.

Установлены конкретные сроки приостановления производства по делу в зависимости от заявления ходатайства о проведении медиации медиатором либо судьей. В соответствии с пп. 7) ст. 272 ГПК производство по делу приостанавливается на срок не более одного месяца при заявлении ходатайства о проведении медиации медиатором и представлении судам первой и апелляционной инстанций договора, заключенного сторонами с медиатором.

С помощью медиатора заключается добровольное соглашение между сторонами, являясь нейтральной стороной конфликта, медиатор облегчает процесс разрешения разногласий и поиск взаимовыгодного решения сложившейся ситуации, понимание интересов сторон, способствует достижению взаимовыгодного соглашения.

Суд вправе приостановить производство по делу в соответствии с пп. 7) ст. 273 ГПК на срок не более десяти рабочих дней при заявлении ходатайства о проведении медиации судьей первой или апелляционной инстанций.

Порядок проведения судебной медиации в суде первой инстанции предполагает передачу дела другому судье, однако по ходатайству сторон медиация может быть проведена судьей, в производстве которого находится дело. Для проведения медиации в суде апелляционной инстанции дело передается, как правило, одному из судей коллегиального состава суда.

На мой взгляд, возможность проведения медиации судьей в первой инстанции, в производстве которого находится дело, повышает эффективность и оперативность разрешения спора в русле примирения.

Судья, который проводит медиацию, назначает день проведения медиации и извещает стороны о времени и месте ее проведения. Медиация в суде проводится в соответствии с Законом РК «О медиации» и с особенностями, установленными настоящим Кодексом. Протокол проведения медиации в суде не ведется. Если соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации заключено на стадии исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение в суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в суд, принявший указанный судебный акт.

Немаловажным является и то, что нормами ГПК РК разрешен вопрос обращения к исполнению соглашения, заключенного посредством медиации в суде и соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры по аналогии с мировым соглашением.

Необходимо отметить, что дальнейшее успешное развитие примирительных процедур, в том числе судебной медиации, напрямую зависит от открытости и действенности граждан, сторон в суде, которые с полной ответственностью желают разрешить спор альтернативным способом, принимая взаимоудовлетворяющее решение, при этом экономя свои финансовые и временные затраты и, что немаловажно, сохраняя дальнейшие отношения.

Крайне важно продолжать проводить соответствующую работу в судах, предоставлять гражданам, обратившимся в суд за защитой нарушенных прав, наиболее полную информацию о возможностях и преимуществах медиации, а также на постоянной основе проводить работу по изучению передового зарубежного опыта в области применения процедур медиации.

В завершение необходимо отметить, что альтернативные способы урегулирования споров, в том числе медиация, могут применяться наряду с судебной формой защиты. При этом примирительные процедуры не подменяют и не конкурируют с государственным правосудием, напротив, являются взаимодополняющим элементом, позволяющим сторонам добровольно (с учетом интересов спорящих) разрешать возникшие конфликты.

Следите за новостями zakon.kz в: