Реализуя институциональные реформы (Л. Шамгунова, председатель Бурлинского районного суда Западно-Казахстанской области)

Реализуя институциональные реформы

 

Л. Шамгунова,

председатель Бурлинского

районного суда

Западно-Казахстанской области

 

В настоящее время в республике активно реализуются институциональные реформы по Плану нации Главы государства «100 конкретных шагов». В соответствии с реформой «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана. Большая часть из них посвящена реформированию национальной судебной системы.

Ключевые приоритеты работы национальной судебной системы были обозначены Президентом Республики Казахстан в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов», где он подтвердил, что наша республика выходит на новый виток государственного строительства, сохраняя при этом приверженность курсу, обозначенному в Стратегии «Казахстан-2050», не теряя динамики развития, накопленных результатов реформ и опыта инноваций. Программа «100 конкретных шагов» направлена на реализацию поставленных задач, раскрывающих потенциал развития Казахстана.

В соответствии со вторым приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов - по реформированию судебной системы, за реализацию которых отвечает Верховный Суд.

Первое - это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Согласовано формирование трех-звенной судебной системы. Суд первой инстанции - районный суд, апелляционная инстанция - областной суд и кассационная инстанция - Верховный Суд.

Второе - это ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Основными задачами прохождения стажировки кандидатом в судьи являются изучение специфики работы в местных судах, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.

К прохождению стажировки допускается гражданин РК, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии, сдавший квалификационный экзамен, срок действия которого не истек (в том числе не истекает до окончания предполагаемого срока стажировки), прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.

Прохождение стажировки стажером-кандидатом осуществляется на постоянной основе с отрывом от основного места работы. В период прохождения стажировки стажеру-кандидату предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, а также ему выплачивается фиксированная сумма заработной платы в размере 70 процентов от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда со стажем работы до одного года.

Лицам, ранее работавшим постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившим желание вновь занять должность судьи, прохождение стажировки не требуется, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение четырех лет со дня окончания обучения. Общий срок прохождения стажировки составляет один год, из них 11 месяцев в районном и приравненном к нему суде, один месяц в областном и приравненном к нему суде.

Немаловажным фактором, который непосредственно влияет на повышение качественного состава судейского корпуса, являются вопросы профессиональной подготовки нового поколения судейских кадров, совершенствования системы обучения кандидатов в судьи и повышения их квалификации. Полная стажировка с отрывом от основного места работы позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.

Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечении испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему Судебному Совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок.

Все эти меры позволят усилить работу по качественному повышению профессионального потенциала судейского корпуса. Это самый главный объективный фактор, напрямую влияющий на уровень реальной судебной защиты прав и свобод человека.

Третье - это выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном Суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.

Четвертое - это усиление подотчетности судей. Усиливаются требования к действующим судьям. В разработке находится новый Этический кодекс судьи, на основании которого граждане смогут обжаловать действия судьи в специально созданном жюри при Верховном Суде РК. Утверждение нового Кодекса судейской этики планируется на съезде судей в ноябре текущего года. А пока проект рассмотрен на первом заседании созданного Международного совета с участием авторитетных зарубежных судей и юристов для внедрения лучших мировых стандартов. Кроме того, утвержден график проведения оценки профессиональной деятельности судей, имеющих пятилетний стаж работы, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде.

Речь идет об открытости, прозрачности и доступности правосудия. Эти принципы выходят за узкокорпоративные рамки судейского сообщества, став неотъемлемой частью понятия верховенства закона и, по сути, важным направлением государственной политики. Успех судебно-правовой реформы зависит от конкретного ее исполнителя и главной фигуры судопроизводства - судьи. Конституция наделила служителей Фемиды особым статусом, а общество предъявляет к ним повышенные требования, заложив их в механизмы сдержек и противовесов, установив систему запретов и ограничений. Эти сдерживающие принципы легли в основу Кодекса судейской этики, который рассматривает нормы поведения судей не только в повседневной работе, но и вне профессиональной деятельности. Среди существовавших запретов - заниматься иной оплачиваемой работой, разглашать тайну совещательной комнаты и немало других специфических норм и ограничений, которые определяют стандарты поведения, в том числе и в тех особых ситуациях, которые несвойственны деятельности представителей других профессий.

Сегодня мы видим, как судейское сообщество становится максимально открытым, понимая, что излишняя замкнутость приводит к формированию у населения искаженных представлений и неверной оценке работы судов. Не случайно Президент страны Нурсултан Назарбаев на VI Съезде судей говорил об огромной значимости таких демократических инструментов, как прозрачность и доступность правосудия. Вопрос специфических норм и требований к поведению судей при исполнении обязанностей и вне выполнения своих должностных функций был предметом обсуждения всех прошедших съездов судейского сообщества страны.

Кодекс судейской этики дополнят новые положения, соответствующие полномочия, четкие нормативные требования, права и обязанности, которым судья должен отвечать. Таким образом, это будет прямым инструментом проверки профессионального уровня судей. Это делается в полном соответствии с принципом меритократии, который применяется в системе государственной службы.

Вместе с тем также создана целостная система повышения ответственности и дисциплинированности судей, от квалификационной комиссии до комиссий по судейской этике и Высшего судебного жюри. Это те «маячки», которые напоминают о системе мер наказания за нарушения Кодекса, строгом контроле за поддержанием этических стандартов поведения и в целом о судейской чести. Необходимо отметить, что именно судьи, а не представители любой другой в нашей стране профессии, находятся под таким неослабным контролем. И общество должно знать об этом, отходить от предвзятого отношения, стереотипов и ярлыков. Это уже вопрос правовой культуры.

Каждый случай нарушения судейской этики находит принципиальную оценку, в планах комиссий не только карательные, но и профилактические меры по недопущению и искоренению условий для их совершения, предупреждению непроцессуальных обстоятельств. Судьи должны понимать, что от этого напрямую зависит осуществление их миссии по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан.

Сегодня, когда в судейских рядах происходит активная смена поколений с притоком большого числа молодых судей, необходимо создать отвечающий духу времени Кодекс судейской этики. В нем должен быть баланс между независимостью в отправлении правосудия и сводом правил поведения и этических норм, обеспечивающих нравственный характер специфичной трудовой деятельности служителей Фемиды.

Принятие Кодекса находится в исключительной компетенции Съезда судей. Задача этого основополагающего для судейского сообщества документа - ориентировать судей на безупречное поведение, воспитывать в них высокие нравственные качества, основанные на охране собственной чести и репутации.

Пятое - это внедрение аудиовидеофиксации (АВФ) всех судебных процессов в обязательном порядке. Активным образом продолжается внедрение комплексной системы АВФ во всех залах судебных заседаний. В обеспечении принципов доступности, открытости и прозрачности судебной системы за минувшее время сделан информационный прорыв. Современные технологии пришли на помощь в упрощении процессуальных вопросов. Создание интернет-сервисов обеспечило гарантии оперативного информирования о деятельности судебной системы. Ежедневно обновляются новостные колонки сайтов судов, графики предстоящего рассмотрения дел. На интернет-портале Верховного Суда размещены справочник по судебным делам, банк судебных актов, у пользователей есть возможность ознакомиться с судебными документами и другой полезной информацией. Посредством сервиса «Судебный кабинет» внедрена программа электронного приема исковых заявлений, что позволяет гражданам обращаться в суд, не выходя из дома или офиса. Это значительно экономит время, упрощает процедуры, устраняет непроцессуальные контакты. Гражданин может получать сведения о назначении слушаний, отслеживать движение дела, соблюдение процессуальных сроков, получать на руки интересующие его материалы.

Шестое - это расширение области применения суда присяжных. В текущем году законодательно определены дополнительные категории уголовных дел, по которым суд присяжных являться обязательным.

Седьмое - это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В настоящее время следственный судья санкционирует 16 процессуальных действий. К полномочиям следственного судьи можно отнести санкционирование следственных действий. Он принимает решение о содержании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение, экстрадиционном аресте. Кроме того, судья уполномочен продлить сроки содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста. Другие его обязанности - применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и многое другое, отраженное в ст. 55 Уголовно-процессуального кодекса.

Восьмое - при Верховном Суде РК создана инвестиционная коллегия для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, а также внесены законодательные поправки, определяющие процедуру рассмотрения подобных споров. Суд г. Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду РК, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора. Иные споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве, подсудны районным (городским) и приравненным к ним судам в соответствии с подсудностью.

Девятое - это создание в Астане Международного арбитражного центра, который заработает в 2018 году. Этот суд будет иметь особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.

Десятое - это создание Международного совета при Верховном Суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный Суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

Одиннадцатое - это сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.

Обязательное участие прокурора сохраняется только по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жилищных прав граждан, споры с участием трудовых коллективов и другие. Данные новации направлены на усиление диспозитивности гражданского судопроизводства.

В итоге необходимо отметить, что повседневная деятельность служителей Фемиды связана с большой социальной ответственностью, давлением со стороны участников процесса, высокой психологической нагрузкой. И это на фоне того, что, как показывает статистика, число обращений граждан в суды растет. Особенно остро эта динамика ощущается в гражданском судопроизводстве.

При тех огромных, зачастую превышающих разумные нормы, нагрузках, которые испытывают судьи, добиваться высокого качества отправления правосудия не так просто. Это вызвало необходимость принятия ряда мер по упрощению производства, разрешению дел во внесудебном порядке, чтобы рассматривать дела оперативно, в предусмотренные законом сроки. Ведь беспристрастный и независимый суд - это гарантия независимости служителей Фемиды при отправлении ими правосудия и, с другой стороны, - создание надлежащих условий для качественной работы. Данные шаги четко прослеживаются в принятых новых Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, Уголовно-исполнительном кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.

В настоящее время реализация институциональных реформ принимает масштабный и предметный характер. Уверена, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.

 

Следите за новостями zakon.kz в: