Главная цель - повышение доверия
Г. Кулекеев,
судья Жамбылского областного суда
Начало этого года ознаменовано стартом практической реализации Плана нации «100 конкретных шагов», предложенного Главой государства Нурсултаном Назарбаевым.
Политический курс Нурсултана Назарбаева получил всеобщую поддержку далеко не случайно. В непростой ситуации под влиянием мирового кризиса План нации наметил задачи, которые необходимо выполнить народу, чтобы успешно преодолеть все трудности. Программный документ стал для страны своеобразным алгоритмом к дальнейшим действиям.
Казахстанцы прекрасно понимают, что выполнение поставленных Главой государства задач приведет к улучшению во всех сферах нашей жизни. Об этом на XVII Съезде партии «Нур Отан» сказал и сам Президент: «Эффективная реализация всех пяти реформ - ключ к нашему успеху в ХХI веке. 100 шагов, по сути, - это 100 моих предметных решений по системным вопросам дальнейшего развития страны». Лидер нации по традиции умело и четко расставил акценты. Но «для того, чтобы План нации был выполнен, помимо работы Национальной комиссии необходимы профессиональные действия государственных служб на всех уровнях», отметил Президент страны.
В соответствии со вторым приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. 11 из них направлены на реформирование судебной системы, реализация которых возложена на Верховный Суд. Основу для масштабных преобразований в республике составляет закон. Именно ему в рамках одной из реформ посвящена немалая часть шагов Плана нации. Десятки новых законов, вступивших в силу в этом году, создают абсолютно иное правовое пространство для нашего общества и развития государства. От их соблюдения на местах будет зависеть качество проводимых реформ в целом. Некоторые изменения казахстанцы уже ощутили на себе.
К примеру, значительно упрощена процедура судебного процесса и сокращены сроки принятия решений по рассматриваемым делам. Это стало возможным благодаря переходу системы правосудия от пятиступенчатой к трехзвенной, что является наиболее важным аспектом судебной реформы. На сегодня остались только первая, апелляционная и кассационная инстанции. Большинство дел будет рассматриваться в первых двух.
С начала года в стране введен в действие новый Гражданский процессуальный кодекс и уже успешно применяется в правоприменительной практике. Необходимость принятия нового процессуального кодекса обусловлена значительными переменами в экономике, финансовой системе, произошедшими изменениями во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Новый кодекс впервые подписан Главой государства публично. Он направлен на более эффективную судебную защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов. Новым кодексом расширен перечень требований, рассматриваемых в течение трех дней в приказном порядке. Претерпела изменения и стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Регламентированы действия суда и сторон по делу.
Между тем Президент страны акцентирует внимание на формировании качественного состава судейского корпуса. В этих целях предусмотрен жесткий механизм отбора кандидатов в судьи, в рамках которого значительно повышены квалификационные требования к ним. Это должны быть профессионалы своего дела, с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. При этом отмечается, что процесс отбора будет прозрачным и открытым.
В рамках реформы кардинально реформирован Высший Судебный Совет, который стал автономным государственным учреждением со своим аппаратом, расширены его состав и полномочия. Создан специализированный состав коллегии по рассмотрению инвестиционных споров. К тому же уже сегодня судебные разбирательства проводятся с применением аудиовидеофиксации без возможности редактирования записи, что дисциплинирует как судей, так и участников процесса, а также обеспечивает объективность рассмотрения споров.
Основательно реорганизовано и Судебное жюри при Верховном Суде. Теперь оно рассматривает жалобы граждан на действия судей и нарушения дисциплины со стороны других представителей судебной системы.
Кроме того, реформой предусмотрен ряд существенных изменений в правовом поле, в том числе по опыту многих развитых стран в Казахстане создана Местная полицейская служба. В ее компетенцию вошли вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, обеспечения дорожной безопасности и «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям. Получил дальнейшее развитие институт частных судебных исполнителей с сокращением государственных судебных исполнителей.
В целом, как сказал Глава государства, «суть второй реформы заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка».
Уверен, обновленное законодательство действительно будет способствовать повышению доверия народа к правоохранительной и судебной системам.
Глава государства сделал особый акцент на ожиданиях грядущего нового времени - эпохи профессионализма, активных действий и ответственности. Ответственности каждого как за свое, так и за общее дело. И мы отчетливо должны понимать, что только объединив усилия власти и общества, получим желаемый результат. Только сообща мы сможем планировать будущее своей страны, будущее Казахстана.