Гарантия защиты прав и свобод (А. Абдыкулова, судья Сарыаркинского районного суда г. Астаны)

Гарантия защиты прав и свобод

 

А. Абдыкулова,

судья Сарыаркинского районного суда г. Астаны

 

В этом году Конституции суверенного Казахстана исполнился 21 год. В тысячелетней истории нашего народа это - недолгое время. Однако исторические достижения конституционного строя Казахстана измеряются не столько временем, сколько важностью происходивших преобразований.

Именно из этих убеждений следует расценивать более чем 20-летний период деятельности с точки зрения применения Основного Закона.

Решительно правильным было проведение референдума по принятию Конституции именно в начале реформ, поскольку сразу же были установлены высокие стандарты для формирования демократического государства.

Поступательный переход к построению правового демократического государства требовал оформления правового статуса Казахстана как суверенного самостоятельного государства, и в этом главенствующая роль отдана принятию Основного Закона - Конституции.

Конституция Республики Казахстан способствовала укреплению государственности, защите прав и свобод человека и гражданина. С принятием Конституции связано появление последних прогрессивных правовых новелл.

В Конституции установлены приоритеты и функции, необходимые для благополучного развития страны, - государственное устройство с разделением ветвей власти, права и свободы человека. В период становления молодого независимого государства, становления страны на новый путь развития Конституция стала прочной основой укрепления государства. Основной Закон и в настоящее время является основой развития Казахстана.

Особенно стоит остановиться на важности некоторых конституционных норм. Право на судебную защиту граждан гарантировано ст. 13 Конституции. В целях соблюдения указанной нормы Основного Закона только судами республики осуществляется защита нарушенных прав и интересов физических и юридических лиц путем отправления правосудия.

Судебная власть как отдельная ветвь независима от других ветвей власти, в связи с чем уделяется особое внимание повышенному чувству ответственности судей Казахстана. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст. 77), что подтверждает статус правового государства.

Независимость судей защищена Конституцией (п. 1 ст. 79). Обеспечение независимости судей при отправлении правосудия является одним из первостепенных и особо важных приоритетов Основного Закона правового государства.

В судебной системе Казахстана произошли концептуальные изменения, являющиеся неотъемлемой частью правовой защиты граждан и качественного отправления правосудия в республике. Необходимо отметить не менее важное и практически реализованное достижение судебной системы Казахстана - разделение гражданских и уголовных судов, а также создание межрайонных специализированных экономических, административных судов, судов по делам несовершеннолетних и по уголовным делам. Указанное реформирование продиктовано Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», предусматривающих принципиальную возможность создания специализированных судов в рамках системы судов общей юрисдикции.

Реализуется Национальный план «100 конкретных шагов». Оптимизированы судебные инстанции путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Это значит, что все дела по первой инстанции будут рассматриваться в районных судах, апелляция - в областных судах, а кассация - в Верховном Суде, что в полном объеме соответствует международным стандартам. Одним из поручений Президента для судебных органов было усиление квалификационных требований к судьям. 4 декабря 2015 года принят Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей», согласно которому ст. 29 Конституционного закона изложена в новой редакции, определяющей новые требования, предъявляемые к кандидатам в судьи первой инстанции, в том числе наличие высшего юридического образования, высоких морально-нравственных качеств, безупречной репутации и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии. Кандидаты в судьи проходят годичную оплачиваемую стажировку в суде на постоянной основе с отрывом от основного места работы. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом РК.

Важным событием для судебной системы является введение в действие с 1 января 2016 года нового Гражданского процессуального кодекса, принятого 31 октября 2015 года. Одними из значимых норм нового ГПК являются примирительные процедуры, в том числе судебная медиация. Если ранее медиация могла быть проведена только медиаторами, то сейчас ее может провести судья, рассматривающий конкретное дело, по ходатайству сторон. При этом стороны не лишены права заявить ходатайство о передаче дела для проведения медиации другому судье.

В результате проведения судебной медиации составляется медиативное соглашение, которое впоследствии предлагается суду на утверждение.

Положительным моментом заключения медиативного соглашения между сторонами надо отметить возвращение истцу уплаченной государственной пошлины, завершение рассмотрения спора в кратчайшие сроки и, конечно же, примирение сторон, что соответствует международным стандартам.

Оптимизирована работа по проведению судебных заседаний с применением аудиовидеофиксации. В соответствии со ст. 283 ГПК о каждом судебном заседании суда первой инстанции, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол в письменной форме либо краткий протокол при ведении аудиовидеозаписи судебного заседания.

Все залы суда технически оснащены специальной аппаратурой, фиксирующей ход судебного заседания. Данный способ очень эффективен, поскольку обеспечивает полную фиксацию судебного заседания. При этом изменение, редактирование записи исключается.

Ст. 13 Конституции, как и нормами Всеобщей декларации прав человека, установлено право каждого на судебную защиту. Президентом РК перед судебной системой приоритетной задачей поставлено обеспечение доступа к правосудию. В целях реализации данной задачи внедрен электронный сервис «Судебный кабинет».

Бесспорно, развитие и дальнейшее совершенствование судебной системы на основе Конституции станет гарантией укрепления судебной власти и независимости судей, будет способствовать совершенствованию судопроизводства и расширению доступа граждан к правосудию.

Следите за новостями zakon.kz в: