Определить регламент поведения
Оразбике Жексембинова,
судья Алматинского городского суда
Реализация конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и охраняемых законом свобод, осуществление правосудия от имени Республики Казахстан, независимость при осуществлении правосудия и подчинение только Конституции и законам РК предъявляют высокие требования к нравственности и морально-этическому облику судьи.
Принимая властные полномочия по отправлению правосудия, судья добровольно налагает на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения.
Первый Кодекс судейской этики был принят на I Съезде судей РК 19 декабря 1996 года, в Кодекс были внесены изменения постановлением III Съезда судей РК, состоявшегося в 2001 году. Ныне действующий Кодекс судейской этики был принят на V Съезде судей 18 ноября 2009 года, он состоит из девяти статей. Значительные изменения, внесенные в судопроизводство, модернизация судебной системы потребовали внесения корректировок в действующий Кодекс судейской этики. Проект Этического кодекса, который обсуждается в судейской среде, состоит из четырех глав и 41 статьи. Проект разработан на основе Бангалорских принципов поведения судей, содержащих основные принципы независимости судебных органов, соответствует международным стандартам и национальному законодательству.
Считая в целом правильной идею и концепцию данного проекта, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, которые, по моему мнению, требуют обсуждения среди коллег. В частности представляется, что проект Кодекса несколько детализирован в отдельных вопросах этических принципов и правил поведения судьи при исполнении профессиональных обязанностей, в некоторых случаях положения проекта дублируют друг друга и нормы иных законов.
Так, хотелось бы предложить изложить ст. 8 Кодекса в следующей редакции: «Судья обязан осуществлять свою профессиональную деятельность по отправлению правосудия, руководствуясь исключительно законом и совестью, пресекая любые попытки неправового влияния, прямого или косвенного вмешательства в судебный процесс». Исключить слова: «...основываясь на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении обстоятельств дела и доводов сторон, исследовании совокупности доказательств по делу». Полагаю, нет необходимости в данной норме воспроизводить положения, содержащиеся в процессуальных кодексах.
Также полагаю необходимым данную статью дополнить: «О попытках незаконного вмешательства в судебную деятельность, прямого или косвенного давления с целью повлиять на выносимое им решение, от кого бы они ни исходили, судья должен поставить в известность председателя вышестоящего суда, органы судейского сообщества либо органы прокуратуры», исключив данные положения из ст. 10 проекта, поскольку они логически согласуются с положениями ст. 8.
Думается, будет правильным перенести положения нормы ст. 16 проекта из гл. 2 в гл. 3, регламентирующую порядок поведения судьи в семье и быту, поскольку вопросы своевременного исполнения личных обязательств, в том числе и налоговых, не относятся к исполнению профессиональных обязанностей судей.
Представляется излишней детализация процессуальных действий судьи по рассмотрению дел, содержащаяся в ст. 18 проекта Этического кодекса. Указанные в данной статье действия судьи урегулированы нормами процессуальных кодексов, содержащих законодательные правила ведения процесса. К тому же в ст.ст. 13 и 17 проекта достаточно предусмотрены правила ведения судебного процесса, обеспечивающие соблюдение требований судейской этики.