Достичь максимальной открытости
А. Кожахметова,
судья СМЭС Северо-Казахстанской области
Действующее законодательство о государственных закупках регламентирует одну из важнейших сфер государственно-частных отношений. Ежегодно посредством государственных закупок приобретаются товары, работы и услуги на миллиарды тенге. Неудивительно, что государство стремится оградить эту сферу от всякого рода нарушений, одним из таких методов является совершенствование законодательства.
С момента становления Казахстана как самостоятельного государства, перехода от плановой экономики к рыночной реализовывались механизмы по обеспечению государства в лице государственных органов и учреждений, предприятий и государственных организаций необходимыми товарами, работами и услугами. С 1997 года этот процесс называется государственный закуп. Именно в 1997 году был принят первый закон, который регламентировал процесс приобретения товаров, работ и услуг, которые осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов в целях эффективного расходования этих средств.
В последующем закон о государственных закупках принимался в новой редакции в 2002 и 2007 годах. В действующей редакции закон принят 4 декабря 2015 года.
На открытии IV Сессии Парламента пятого созыва 2 сентября 2014 года Главой государства Правительству было поручено разработать и внести на рассмотрение Мажилиса проект Закона «О государственных закупках» (в новой редакции), учитывающий решение проблем предпринимателей и снижение коррупционных рисков.
Кроме того, Республикой Казахстан 29 мая 2014 года подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который обязывал Казахстан привести действующее законодательство в соответствие с положениями названного договора, в том числе и в сфере государственных закупок.
Исполнение Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства от 30 мая 2014 года № 531, и Дорожной карты по реализации структурных реформ на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 25 сентября 2014 года № 1012, также требовали внесения изменений в действующее законодательство. Таким образом, принятие нового закона было призвано решить ряд важнейших задач.
На протяжении нескольких лет, начиная с 2009 года, государство стремилось максимально компьютеризировать весь процесс государственных закупок с использованием IT-технологий.
Одним из новшеств нового Закона является то, что все договоры в сфере государственных закупок теперь заключаются в электронном виде. В новом Законе дано понятие «договор о государственных закупках» - это гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Изменения коснулись и процесса государственных закупок на стадии отбора поставщика. Так, при участии в конкурсе потенциальные поставщики с подачей конкурсной заявки сразу подают конкурсное ценовое предложение, которое отображается после рассмотрения конкурсной комиссией конкурсной заявки. Это призвано исключить завышение цены, когда потенциальные поставщики «видят», кто прошел квалификационный отбор, и в случае отсутствия конкурентов (либо сговора) подают максимальную цену. Кроме того, потенциальные поставщики вправе просматривать конкурсные заявки своих конкурентов (после вскрытия заявок организатором конкурса), что также способствует открытости и прозрачности процесса закупок.
Одним из новшеств можно отметить то, что недобросовестные и потенциальные поставщики включаются в Реестр недобросовестных участников государственных закупок не только по решению суда. Потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, включаются в Реестр на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
При проведении государственных закупок способом конкурса обязательным условием утверждения конкурсной документации является предварительное обсуждение проекта конкурсной документации потенциальными постав документации потенциальными поставщиками.
Это, на наш взгляд, весьма инновационная норма, позволяющая потенциальным поставщикам заранее знакомиться с технической спецификацией и в случае необходимости оспорить «невыполнимые» условия конкурсной документации. Процедура обсуждения проводится открыто посредством веб-портала. В случае наличия замечаний заказчик оформляет протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, который должен содержать информацию о поступивших замечаниях к проекту конкурсной документации и принятых решениях по ним.
Решение заказчика по результатам предварительного обсуждения проекта конкурсной документации может быть обжаловано в порядке, определенном Законом.
Новым Законом исключено понятие «осуществление государственных закупок без применения норм закона, регламентирующего выбор поставщика». Вместо этого законом предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможно заключение договора способом из одного источника путем прямого заключения договора. При этом заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках. Отчет должен содержать обоснования выбора поставщика, цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора. Таким образом, достигается максимальная открытость и прозрачность процедуры закупок.
Еще одним нововведением является обязанность заказчика приостановить заключение договора до окончания срока рассмотрения жалобы, поданной на действие (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона).
При этом жалоба потенциального поставщика может быть подана посредством веб-портала государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи в уполномоченный орган.
Хотелось бы отметить, что решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством РК также в электронном формате с использованием электронной цифровой подписи посредством сервиса «Судебный кабинет» интернет-ресурса Верховного Суда РК.