Без ущерба для потребителей услуг
Е. Билялов,
судья СМЭС Северо-Казахстанской области
Права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными услугами обеспечены законодательными актами. Для защиты своих прав потребитель может обратиться с досудебным письменным заявлением к монополисту, нарушившему его право, в уполномоченные государственные органы и суд с жалобой на незаконные действия компаний.
При реализации своих прав и обязанностей при получении коммунальных услуг потребители сталкиваются с рядом проблем. Нарушение монополистами требований законодательства зачастую влечет нарушение прав потребителя на получение достоверной информации об энергоресурсах, о его потребительских свойствах.
Законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения в сфере монополистической деятельности. Наиболее важную сферу монополистической деятельности компаний определяют естественные монополии по регулированию тепло- и водоснабжения. Естественные монополии затрагивают неопределенный круг лиц - население, организации, которые являются потребителями коммунальных услуг.
Действия субъектов естественных монополий, как правило, крупных компаний, не должны противоречить Закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и не должны наносить ущерб потребителям услуг (товаров, работ) естественных монополий, регулируемых рынков.
К подсудности Специализированного межрайонного экономического суда относятся споры, сторонами в которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе споры, касающиеся повышения тарифов за потребление электрической и тепловой энергии.
В 2016 году экономическим судом было рассмотрено гражданское дело по заявлению ТОО «Севказэнергосбыт», ТОО «Петропавловские тепловые сети», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» к Департаменту комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Северо-Казахстанской области о признании незаконным и отмене приказа от 24 ноября 2015 года по утверждению расходов и объемов тарифной сметы, приказа об утверждении предельного уровня тарифа и тарифной сметы на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года по передаче и распределению тепловой энергии.
Монополист не наделен правом утверждения положения о порядке начисления платы за энергоресурсы. Такое право предоставлено Правительству в лице уполномоченных органов. Приказы, вынесенные уполномоченным органом, направлены на сохранение существующих тарифов по оплате тепловой энергии по 2020 год. Какое-либо изменение тарифов влияет на плату за коммунальные услуги всего населения г. Петропавловска.
Согласно требованиям Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» утверждаемые тарифы должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.
ТОО «Петропавловские тепловые сети», ТОО «Севказэнергосбыт», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» являются субъектами естественных монополий и включены в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий по Северо-Казахстанской области по виду регулируемых услуг «Услуги по передаче и распределению тепловой энергии».
Данные субъекты монополий обратились в Департамент с заявкой об утверждении предельного уровня тарифа и тарифной сметы на услугу по передаче и распределению тепловой энергии на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года, которым установлены затраты по обоснованию тарифа. Субъекты естественных монополий были не согласны с предельным уровнем тарифа, установленного уполномоченным органом, и обжаловали решение в суде.
Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется утверждением тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня, в том числе с применением метода сравнительного анализа, дифференцированного и инвестиционного тарифов (цен, ставок сбора) и утверждением особого порядка формирования затрат.
К заявке расчеты и обосновывающие материалы представляются с соблюдением определенных процедур в качестве обосновывающих материалов, представляются фактические данные о затратах за четыре квартала, предшествующие подаче заявки, и за предыдущий календарный год.
Суд пришел к выводу, что в материалах заявки отсутствуют обосновывающие документы о необходимости повышения тарифов.
Прогнозом Национального банка не утвержден уровень инфляции на определенном уровне, а планируется его снижение. Вместе с тем АО «Севказэнерго» в своих расчетах берет максимальный уровень инфляции, что также необоснованно.
Департаментом расчет платы в бюджет за загрязнение окружающей среды произведен, исходя из разрешений на эмиссию в окружающую среду, приложенных к заявке. Поэтому в затратной части тарифа учтены расходы по данной статье в размере суммы затрат, предусмотренной действующей тарифной сметой на каждый год среднесрочного периода.
Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) вправе ограничить прибыль, включаемую в тариф (цену, ставку сбора).
Суд посчитал заслуживающими внимания доводы Департамента о том, что за АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» остается право обратиться в уполномоченный орган с заявкой на утверждение предельного уровня тарифа в качестве чрезвычайной регулирующей меры в случае увеличения стоимости стратегических товаров, в том числе и транспортировки угля до станции.
Согласно закону чрезвычайные регулирующие меры - меры, принимаемые уполномоченным органом при увеличении стоимости стратегических товаров или возникновении чрезвычайных ситуаций в целях стабилизации деятельности субъекта естественной монополии и защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды.
Решением суда в удовлетворении заявления ТОО «Петропавловские тепловые сети», ТОО «Севказэнергосбыт», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» к РГУ «Департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области» о признании незаконным и отмене приказа от 24 ноября 2015 года по утверждению расходов и объемов тарифной сметы, приказа об утверждении предельного уровня тарифа и тарифной сметы на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года по передаче и распределению тепловой энергии отказано.
Основными направлениями тарифной политики государства по защите прав потребителей являются информированность, прозрачность принимаемых решений, контроль и принятие мер реагирования.
Информированность предполагает участие потребителей в публичной защите тарифов, ежегодные отчеты субъекта естественной монополий перед потребителями. Законом установлены запрет на признание коммерческой тайной и обязанность монополиста предоставить информацию потребителю. В целях защиты прав потребителей зачастую предлагается разграничить полномочия государственных органов, активизировать роль общественных организаций по защите прав потребителей, установив критерий оценки их деятельности, усилить информационную работу по повышению правовой грамотности населения в области прав потребителей.