В Конституции Республики Казахстан закрепляется, что наша страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Являясь правовым государством, чья деятельность подчинена нормам права и правовым принципам, Республика Казахстан в лице своих органов призвана защищать достоинство, свободы и права человека и гражданина.
В этом году независимости нашей республики исполняется 25 лет - исторический срок, особо подчеркивающий потенциал и перспективы каждой молодой нации и современного мира, как отметил Глава государства Н.А. Назарбаев.
Одним из важнейших государственно-правовых институтов нашей независимой республики, все это время обеспечивавшим верховенство Конституции и законов, а также защиту прав и свобод человека, является прокуратура.
Необходимо отметить, что прокуратура республики встала на путь становления еще до приобретения Казахстаном независимости.
В целом историю развития органов прокуратуры можно разделить на следующие этапы:
1-этап - учреждение государственной прокуратуры в составе Народного комиссариата юстиции (1922-1933 гг.);
2-этап - расширение полномочий прокуратуры, разделение функций прокурора и Народного комиссара юстиции, образование управления прокуратуры при Народном комиссариате юстиции (1933-1937 гг.);
3-этап - отделение прокуратуры от Народного комиссариата юстиции (1937-1991 гг.);
4-этап - образование и функционирование прокуратуры в независимом Казахстане (с 1991 г.).
Правовой основой деятельности прокуратуры суверенного Казахстана стали:
- постановление Верховного Совета Казахской ССР от 6 декабря
1991 года «Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости»;
- постановление Президента РК от 12 февраля 1994 года «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан»;
- Конституция РК от 30 августа 1995 года;
- Указ Президента РК от 21 декабря 1995 года, имеющий силу Закона «О прокуратуре Республики Казахстан»;
- Закон РК от 21 декабря 1995 года «О Прокуратуре»;
- программные документы: Указ Президента РК от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», Стратегия «Казахстан - 2050» и др.
Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов, обеспечивая координацию ветвей государственной власти, о чем свидетельствует придание конституционного статуса органам прокуратуры, которые в своей деятельности подотчетны только Президенту РК.
Статья 83 Конституции закрепляет основы деятельности прокуратуры, направленной на:
- осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;
- принятие мер по выявлению и устранению нарушений законности;
- опротестование законов и других правовых актов, противоречащих Конституции и законам республики;
- представление интересов государства в суде, а также осуществление уголовного преследования.
Данная норма получает дальнейшую реализацию в Законе РК «О Прокуратуре», который определяет более пятнадцати направлений деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства Конституции и законов РК, защите прав и свобод человека и гражданина практически во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Как мы видим, при всей многозадачности органов прокуратуры, именно обеспечение законности и высший надзор за ее состоянием является краеугольным камнем их деятельности, составляет ее стержень.
Необходимо отметить, что принцип законности красной нитью проходит по всему пласту законодательства республики.
В любом законодательном акте в качестве главного принципа правового регулирования определяется именно принцип законности как обязательное соблюдение требований Конституции и законов РК, других правовых актов, а также запрет на применение норм права, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Н.А. Назарбаев в своих посланиях народу Казахстана, выступлениях, стратегических документах неоднократно подчеркивает необходимость обеспечения верховенства закона в стране.
Так, в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства отметил, что Казахстан 2050 года станет страной, где царит верховенство закона.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа
2009 года № 858, указано, что «в процессе совершенствования законодательства и ходе правоприменительной деятельности необходимо неуклонно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня».
В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» одним из приоритетных направлений работы по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира указано совершенствование работы государственных институтов. «При движении в число 30-ти развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры», - отмечает Глава государства.
20 мая 2015 года была утверждена Программа Президента РК «План нации - 100 конкретных шагов», в которой в качестве одной из пяти институциональных реформ закреплено обеспечение верховенства закона.
Вышесказанное обуславливает первостепенную роль органов прокуратуры, осуществляющих надзор за неукоснительным соблюдением законов на территории Казахстана и надлежащей защитой прав человека и гражданина.
При этом прокурорский надзор обладает следующими особенностями:
1) осуществление единой централизованной системой органов;
2) выполнение задач, поставленных государством, представление и защита интересов граждан, общества и государства;
3) обособленность от трех ветвей государственной власти, участие в обеспечении координации между законодательными, исполнительнымии судебными органами;
4) независимость от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений, запрет на вмешательство в их деятельность;
5) обязательность актов прокурорского надзора для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Осуществляя свою деятельность, органы прокуратуры ставят выше всего интересы государства как интересы всего казахстанского общества и конституционные права граждан, что способствует укреплению основ государственной независимости республики.
В заключение хотелось бы отметить, что на любой стадии и в любом направлении развития Казахстана обеспечение законности на его территории и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина всегда были и будут важнейшими задачами государственной власти, в осуществлении которых особое место отведено органам прокуратуры.
Прокурор прокуратуры
Буландынского района
Жагыпаров Д.М.